Убить бизнес

Знаменитую фразу Льва Толстого о семье «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» вполне можно применить и к бизнесу. Рецепт удачи, кажется, одинаков у всех успешных предпринимателей: хорошая бизнес-идея плюс приложенная энергия. А вот причины провала куда более разнообразны...

НА ГРАНИ ЗАКРЫТИЯ
Месяц назад — 11 сентября — в газете «Звезда» появилась статья «Шов по-живому», в которой эмоционально сообщалось об угрозе закрытия березниковского швейного предприятия ООО «ЭОС ИНТЕР». Если кратко, то суть изложенного в статье такова: здание, где сейчас находится единственное швейное предприятие в Березниках, выставлено на аукцион, а потеря здания для производства означает крах. По словам гендиректора швейного предприятия Романа Берестова, большие импортные швейные машины можно вытащить из здания, только проломив стены. Когда-то, двадцать лет назад, их поднимали в цеха через окна.

«ЭОС ИНТЕР» размещается в здании по Юбилейной, 39 (известном горожанам как «Дом мод»). Предприятие существует с 1992 года и занимается пошивом спецодежды для крупных промышленных предприятий вроде «Уралкалия», «Метафракса», «ЛУКОЙЛА». О процветании речи не идет, «ЭОС» несколько раз уже был на грани банкротства из-за долгов. Но тем не менее пока продолжает жить и давать возможности заработать своей профессией сотне швей, которые сейчас переживают из-за перспективы лишиться работы.

Здание принадлежит муниципалитету, «ЭОС» занимает его на условиях аренды. Проблема в том, что оно слишком велико для такого производства. По информации начальника управления имущественных и земельных отношений администрации города Натальи Лежневой, общая площадь его составляет 6491,1 кв. м и плюс земельный участок в 3 842 кв. м. Использует «ЭОС» меньше половины — «от силы 3000», по признанию директора предприятия, а аренду приходится платить за весь комплекс, причем сдавать пустующие площади в субаренду он не имеет права. Правда, в суммах годовой арендной платы свидетельства директора «ЭОС» и администрации расходятся: Берестов говорит о трех миллионах, администрация сообщает об 1 млн 878 тысяч рублей. Но в любом случае это тяжелая ноша для небольшого предприятия. Может быть, непосильная.

На вопрос о причинах включения «Дома мод» в прогнозный план приватизации на этот год в горадминистрации ответили сухо: «С целью рационального пополнения доходной части бюджета города и согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также согласно решению Березниковской городской Думы от 26.06.2012 г. № 362».

Если расшифровать бюрократическую невнятицу, то это означает вмененную муниципальным властям обязанность избавляться от «непрофильных активов», то есть имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения, перечень которых строго определен в законе № 131-ФЗ.

Впрочем, швейники какое-то время могут спать спокойно: аукцион по продаже здания по Юбилейной, 39, назначенный на 9 октября, не состоялся «в виду отсутствия заявок». Начальная цена продажи составляет 70 миллионов рублей. Повторно аукцион по продаже назначен на 14 ноября 2012 года. Говорят, на здание есть претендент, готовый купить его за 50 миллионов. Но, может быть, это только слухи.

«А САМ НЕ ПЛОШАЙ»
Как ни странно, намерения государства всемерно помогать развитию малого и среднего бизнеса редко получают практическое воплощение, несмотря на громко объявляемые программы и выделяемые миллионы. «Чем дальше от властей, тем лучше», — так сформулировал свои взаимоотношения с государством один из наших респондентов-предпринимателей. Слишком редко удается найти общий язык и взаимопонимание, но теряют от этого обе стороны.

С этой точки зрения интересна дискуссия между предпринимателями, развернувшаяся на портале «Профессионалы.ру» по поводу статьи Елены Комаровой о причинах провала в бизнесе.

«Никогда дело, начатое предпринимателем, не рушится само по себе, — утверждает Елена. — Успехи и провалы в бизнесе напрямую связаны с личностными качествами управленца, поэтому только он в ответе за каждую, вплоть до опоздания сотрудников, проблему». Причины неудач Елена видит в недооценке маркетинговых исследований и вытекающих из этого ошибках в стратегии. Ей возразили, что с нашим правительством и «сюрпризами» в виде новых законов надолго рассчитать ничего нельзя.

«Жалобы на законы и правительство — некорректны, — считает директор ТОО «RADUS» Рауан Жуков. — «Законы и правительство» — это составная часть общей обстановки в экономике. На то вы и есть боевая единица, чтобы идти, преодолевая препятствия. Если вы намерены вплавь переплыть океан, то не жалуйтесь на наличие акул — вы их должны предусматривать».

ПОКА НЕ ПОПРОБУЕШЬ, НЕ УЗНАЕШЬ
«На мой взгляд, бизнес сродни войне, — высказывает свое мнение Виктор Чес. — Только ведется, так сказать, культурными методами. Корпорации — это профессиональные армии, частные предприниматели — партизаны. В войне не может быть два победителя, потому бизнес по умолчанию должен быть разорительным мероприятием... Битва идет за рынки сбыта, хотя рынки сбыта — лишь малая часть дохода».

«Был свидетелем двух крупных маркетинговых и экономических анализов, но итог куда печальнее ожиданий, — делится опытом Александр Закирьянов, старший инженер челябинского строительного предприятия. — В обоих случаях проблема заключалась в самих маркетологах и экономистах, а не в предпринимателе. Первая причина — непонимание того, чем живет тот или иной рынок (любой другой рынок кроме торговли), вторая причина — слишком большие надежды в «розовых очках» (отказываются понимать, что цифра на бумаге — это только цифра, а жизнь бьет лопатой или веслом), третья причина — поверхностность обследований (нежелание вникать в проблемы инженерных служб). Все три причины имеют место почти у 95% экономистов и маркетологов. А «идиотов», которые не делали какие-либо мало-мальские исследования, я встречал довольно редко. Мое мнение: от предпринимателя зависит многое, но еще больше зависит от тех, на кого он опирается».

«Управленец должен быть со всех сторон подкованным, но, на мой взгляд, все упирается в человеческие ресурсы, — поддерживает его маркетолог Вероника Мац-кевич (BI EXPERT). — Сильная команда и работать будет, и маркетинговые исследования правильно проведет. Так что, если у бизнесмена не получается собрать вокруг себя настоящих единомышленников, то все, «фи-нита ля комедия» любому делу».

«Причин провала в бизнесе всего две. Или, если угодно, есть две их группы, — пишет Александр Елин, директор по развитию ООО ИЛТ-РЭС. — Первая — внутренняя. Назовем ее грубо «глупость». Поставил в кавычки, потому что не имел в виду ментальное свойство бизнесмена. Или не только его. Я имею в виду внутренний изъян, непродуманность самой бизнес-идеи. Вторая — внешняя. Назовем ее «силовая» — или, проще сказать, «задавили», «отобрали», «отжали» — тот или иной вид репрессивного воздействия».

А вот Александр Денисов считает основной причиной неудач неизвестность и скудость средств: «Пока не начнешь — не знаешь. То, что пишут и говорят, даже в личной беседе, — не соответствует действительности. Правда — только в «разведке боем». Когда узнаешь, что, как, к чему, зачастую деньги уже кончились. А состояние зарплат и экономики позволяет только один шанс, на следующий копить еще десять лет...»


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс