Маркшейдерское братство

Текст: Алексей Калитвинский

На прошлой неделе отмечался День маркшейдера. Прикамье – горняцкий край, здесь профессия маркшейдера занимает важное место, а сами маркшейдеры пользуются особым уважением. Сегодня мы беседуем с одним из таких людей – главным маркшейдером Верхнекамской Калийной Компании Александром Ждановым.

Маркшейдеров называют штурманами горного производства. Звучит немножко высокопарно. Но зато данное утверждение точно передает смысл этой трудной, но очень интересной профессии. Подобно моряку, прокладывающему путь кораблю в океане, маркшейдер выполняет аналогичную работу на земле и под землей. На маркшейдере лежит ответственность за соблюдение всех проектных параметров систем разработки полезного ископаемого, всех параметров зданий и сооружений в шахте и на поверхности горного предприятия.

Будь ты риэлтором, ефрейтором,
Форейтором – кем хочешь будь,
Но коль не быть тебе маркшейдером
То извини, не обессудь…
Махать кайлом или рейсфедером –
Иным, быть может, все равно:
Но стать воистину маркшейдером
Не всем желающим дано!
Вот раздаются в тишине шаги,
Мелькнул впотьмах теодолит:
Туда, где бремсберги да квершлаги,
Маркшейдер бдительный спешит.
Он под землей и на поверхности
Неколебим и тверд, как репер.
Во всей Вселенной нету местности,
Где б не трудился бог-маркшейдер!

«ВСЕ ВОКРУГ ГОРНЯКИ!»
К просьбе корреспондента поговорить о профессии главный маркшейдер отнесся с пониманием, пригласил в управление Березниковского подразделения ВКК. Улыбчивый, физически крепкий, он предложил побеседовать в библиотеке предприятия, чтобы никому не мешать.

– Мудреное у вас название профессии…
– Немецкое. Создавать промышленность в Российской империи наши самодержцы со времен Петра I приглашали иностранцев. Поэтому и названия многих профессий у нас заимствованы из других языков. Ничего удивительного. Кстати, в названии, если его перевести на русский язык, отражен смысл профессии: искусство делать измерения.

– Александр Германович, что вы считаете главным в своей работе?
– В работе маркшейдера мелочей нет, наши измерения показывают границы месторождения, задают направление движения комбайна под землей, объемы оставшихся полезных руд и многое другое. Маркшейдер – человек, от которого напрямую зависит работа шахты. И в то же время ответственность велика: от его расчетов зависит экономическая эффективность предприятия, а ценой ошибки могут быть человеческие жизни. Но работа увлекательная, ощущаешь себя творцом…

– Как вы пришли к выбору профессии?
– Я родился в горняцком поселке Усьва Кизеловского угольного бассейна. Поэтому с выбором профессии трудностей не было – все вокруг горняки! Окончил Пермский политех в 1977 году, и все время работал маркшейдером.

– Неплохой получился маркшейдер, раз отмечен знаком «Шахтерская слава»
– Наверное, за большой стаж работы… Достойных людей у нас много. Любого из Верхнекамской Калийной Компании возьми – настоящие геологи и горняки.

– Расскажите о маркшейдерской службе ВКК.
– Пока на штатных должностях только два человека – я и ведущий маркшейдер Константин Родыгин. Он в нашей профессии 15 лет, прошел путь до заместителя начальника участка, специалист высокого уровня. А наш технический директор Александр Мотовилов по образованию тоже горный инженер-маркшейдер, это настоящий ас, за его плечами опыт работы начальником участка угольной и калийной шахт. Он внедрял новые технологии и новые приборы производства маркшейдерских и геодезических работ, такие как электронные тахеометры типа Trimble, электронная гиростанция, GPS-приемники для планововысотных измерений на поверхности.

А для мониторинга оседаний земной поверхности на подрабатываемых территориях – электронные нивелиры типа Dini. Неудивительно, что Александр Витальевич возглавляет научно-технический совет компании. Мы с ним, кстати, родом из одного поселка. Когда Талицкий горно-обогатительный комплекс начнет разворачивать производственные мощности, маркшейдерская служба тоже разрастется. Новый рудник будет очень мощным, поэтому я вижу создание отдела или даже двух: подземного и поверхностного. Более десяти специалистов потребуется.

ЛЮДИ КАК БОГИ
– Чем привлекательна новая компании, почему специалисты с удовольствием откликаются на приглашение поработать в ВКК?
– В первую очередь это возможность участия в создании рудника, что называется, с нуля. По сути, быть создателем горнодобывающего предприятия. Это, согласитесь, дорогого стоит.

– У вас есть такой опыт?
– Да. Я принимал участие в строительстве СКРУ-3 в Соликамске, был тогда старшим маркшейдером БШСУ. Это был мой первый опыт создания рудника. Ну а в Верхнекамскую Калийную Компанию я пришел после выполнения маркшейдерских и геодезических работ на строительстве горного комплекса Дехканабадского завода калийных удобрений в Республике Узбекистан уже в должности главного маркшейдера. А теперь вот на Талицком участке Верхнекамского участка месторождения калийно-магниевых солей.

– Александр Германович, в Березниках есть печальный опыт затопления Третьего и Первого калийных рудников. Нет опасения, что и новый рудник может постигнуть та же участь? Водоносные слои – коварная штука…
– Есть методы недопущения воды в ствол: цементация, заморозка. Мы предусматриваем заморозку. Выбирается хладагент, вокруг ствола бурятся скважины, в которые закачивается хладагент. Получается ледопородный цилиндр, который не пропускает воду. Задача маркшейдерской службы – иметь достоверную карту подземных пластов, знать, где находятся старые скважины, оставшиеся от геологоразведочных работ. Подсеки комбайном такую скважину, и проблем не избежать, если она не затампонирована как следует. Необходимо постоянно следить за сдвижением пластов, а после проходки это неизбежные процессы. Поэтому работа маркшейдера – это еще и педантичный скрупулезный расчет при составлении карты горных работ. Но мы опираемся как на свой опыт, так и на опыт других компаний. В этих вопросах у маркшейдеров разных предприятий нет секретов, мы все друг друга знаем, такое маркшейдерское братство. На ошибках учатся, мы знаем о рисках и исключим их из своей работы. Руководство компании не жалеет деньги на эти расчеты, потому что дело здесь не только в экономике предприятия, речь о безопасности работников, а также об экологическом равновесии.

– Получается, маркшейдеры – особые люди, как боги. Может, есть у них и какие-то отличительные приметы?
– Веселенький вопросец… Бог создал всех людей по своему образу и подобию, поэтому каким человек станет в жизни, зависит от самого человека. А по поводу отличительных свойств бытует мнение, что настоящий маркшейдер должен родить двух дочерей. У меня две – одна учится в Перми, другая работает экономистом. У Родыгина тоже две дочери, и у Мотовилова та же картина... Вывод: в Верхнекамской Калийной Компании маркшейдеры настоящие!


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


люди