Принцесса оперетты в Березниках

Текст: Татьяна Дель

В рамках проекта «Молодые таланты Урала» в Березниках с гастролями побывала студентка пятого курса Уральской консерватории, солистка Свердловского академического
театра музкомедии, лауреат всероссийских и международных конкурсов Людмила Локайчук. Грациозная, артистичная, с неподражаемым колоратурным сопрано, она произвела настоящий фурор на сцене Культурно-делового центра.

Зная, что большинство музыкантов не горит желанием общаться с журналистами перед концертом, я все же набралась смелости и проникла за кулисы за полчаса до ее фееричного выступления. Мы разговорились, а времени – в обрез.

– Завтра приходите в гостиницу, побеседуем, – успела произнести Людмила и под аплодисменты публики вышла на сцену. Наша героиня, как оказалось, не только «красавица, спортсменка, комсомолка», как говорит герой Владимира Этуша в советской кинокомедии «Кавказская пленница». Помимо превосходных внешних данных и цветущей молодости, она еще и прекрасный, сердечный, открытый человек, сама естественность и непосредственность. Мы проговорили с ней два часа.

МЮЗИКЛ ИЛИ ОПЕРЕТТА?
– Людмила, мало кто знает, что быть солистом оперетты – титанический, ежедневный многочасовой
труд. Такова невидимая публике сторона театральной жизни. Как строится ваш день?
– Расписание меняется каждые три дня. Ты никогда не знаешь, что тебя ждет в конце недели. Есть репертуарный график, где артист контролирует свои выходы на сцену. Два раза в неделю уроки по пластике. Раз в неделю индивидуальные занятия по речи. Четыре раза в неделю занятие с хореографом. Артисты оперетты всегда должны находиться в форме, уметь двигаться на сцене, говорить, как драматические актеры. В консерватории этому уделяется мало времени, а вот в театре музкомедии – ежедневно. Деятельность певца-актера – это бесконечный умственный труд. Чтобы что-то предложить зрителю, сначала ты должен материал пропустить через себя миллион раз, сделать его настолько родным и близким, чтобы зритель поверил тебе. Я полгода работаю в Свердловском театре музкомедии. Буду участвовать во второй постановке, чему несказанно рада. Ведь бывает так, что молодые певцы приходят в театр, годами сидят, ждут ролей. Всегда есть народные и заслуженные артисты, которым в первую очередь дают исполнять партии.

– В Свердловском театре музкомедии, где вы работаете, молодежи много?
– Да. В театре жанровое разделение: оперетта и мюзикл. Мюзикл – новое направление, актуальное, пришедшее к нам с Запада. Как правило, в мюзиклах участвуют молодые артисты – студенты театральных вузов.

– Почему не выпускники консерватории?
– А потому что мы привыкли к академичному пению, которое свойственно только классике. В мюзиклах нужен эстрадный вокал. Конечно, мы можем петь и в мюзиклах, но в театре существует негласное разделение.

– Представьте: вы не артистка оперетты, а обычный зритель. Что вам больше по душе – оперетта или мюзикл?
– Мне нравится все, что сделано качественно. Я готова признать, мюзикл – жанр, имеющий право на существование, который, безусловно, не менее яркий и перспективный, чем оперетта. И в большинстве случаев, признаюсь, мюзиклы мне нравятся больше. Там нет условностей, которые свойственны оперетте. Нереальные манерные девушки в шляпах и в кринолиновых платьях. Это уже не близко народу. Все это сказочно и не понастоящему. В то время как мюзикл предлагает реальность и эмоции, которые впечатляют зрителя. Это новый уровень. Согласитесь, классические спектакли сложны для восприятия, мюзиклы – болеепросты. Сейчас на них ходит больше людей.

МЕЧТА – ВЫЙТИ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ
– Прошлым летом на одном из концертов знаменитая оперная певица Елена Образцова пошла на эксперимент: вышла на сцену и вместо оперной арии, которую все ждали, прочитала рэп. Вы готовы пойти на такое ради популярности?
– Я не могу сказать, что мне это нравится. И я не могу понять, почему и зачем люди идут на это. Но нас как профессионалов, когда слышим такие эксперименты, это настораживает. У человека есть амплуа, в котором он успешен. Зачем нужно смешивать одно с другим? Но с другой стороны, если это популярно и людям нравится, то почему бы и нет? Наверное, я бы пошла на это просто потому, что любому молодому артисту интересно все новое. Интересно попробовать себя в каком-то новом качестве, новом жанре. Пока молод, можешь пробовать все что угодно. А вот когда за спиной череда успехов, побед, наград, ты уже должен задавать себе вопрос: «Могу
ли я позволить сделать это или мой статус говорит о том, что я должна нести марку качества?»

– Людмила, можете назвать себя баловнем судьбы?
– Я успешный и счастливый человек. Все, что я хотела, к чему стремилась – получилось. Хочу выйти на европейский уровень. Уже есть проекты, которые должны состояться. Я не баловень судьбы. Стараюсь, чтобы то, что я делаю, всегда было позитивным. Ты делаешь добро, и тебе добро возвращается. По этой схеме я живу.

– У вас бешеный гастрольный график. Как супруг реагирует на частые и длительные гастроли?
– Он тоже гастролирует. Неделю назад вернулся из Франции, был там 10 дней. В марте поедет в Австрию. В мае – в Японию. Он работает в Уральском филармоническом оркестре, играет на гобое. Оркестр входит в тройку лучших оркестров России. Музыканты все время ездят, концерты через день. Живем так: то я уеду, то он. Мне кажется, это хорошо сказывается на отношениях. Мы не успеваем наскучить друг другу. А вот когда встречаемся – для нас это праздник. Понимаем, скоро снова предстоит разлука. Он не очень хорошо относится к моей идее уехать в Европу работать. Я уже выиграла множество конкурсов и когда собираюсь вновь поучаствовать в очередном, он говорит: «Зачем подаешь заявку?» Я отвечаю, мол, ты не понимаешь, там такой уровень, интересные люди в жюри, хорошие призы, премия. Он возражает: «Всех конкурсов не выиграть. Где родился, там пригодился. Посмотри на меня, я живу в Екатеринбурге, у меня хорошая работа. Почему ты куда-то рвешься?» Это единственный момент, когда у нас разногласия. Он переживает, что я уеду, а он хочет жить и работать здесь. А мне какая разница? Я все равно не местная…

БОЛЬШАЯ ТЁТЯ НА СЦЕНЕ – ПРОШЛЫЙ ВЕК
– Откуда вы родом?
- Ангарск, Иркутская область. Маленький городок. Музыкального училища в городе нет, поэтому вставала в пять утра, садилась на электричку и ехала полтора часа до Иркутска на учебу в музыкальное училище. В 9 вечера возвращалась обратно. Только на втором курсе меня поселили в общежитие. Отучилась четыре года в училище, поступила в Уральскую консерваторию в Екатеринбурге. От Ангарска до Екатеринбурга двое с половиной суток ехать на поезде. Сегодня бываю дома не чаще, чем раз в полгода или год. Работа, гастроли. Я же не свободный художник, который зависит только от себя. Редко вижу родителей, но созваниваюсь с ними каждый день. Когда приезжаю домой, обязательно устраиваю концерт в городе.

– Вы – успешная певица, выступаете в оперетте, исполняете арии из опер. Вами гордятся в Ангарске. Наверняка, в своем городе вы – звезда…
– Я не думаю, что меня знает каждый. Оперный жанр – специфический. Не все проявляют к нему интерес. У людей сложился неправильный стереотип: большая тетя на сцене что-то там поет, децибелы, которые бьют по ушам. Это было раньше. Сейчас все поменялось. Стандарты таковы, что певец должен быть красивым, молодым, талантливым. Конкуренция очень велика. Я учусь на пятом курсе. Вокалистов 31 человек. А ситуация в театрах такова, что попасть туда практически невозможно. Если трем-четырем выпускникам из всего курса удастся устроиться по специальности, то считается, что это хороший выпуск.

– Сложившаяся ситуация в сфере культуры не самая благоприятная. Есть ли набор на вокальное отделение в консерватории?
– Конечно. Это самый популярный факультет. Все думают, что петь очень просто. Я приду, меня научат. Сюда принимают и без музыкального образования. Если у абитуриента есть голос, ему простят, что он нот не знает. Но практика показывает, что, если изначально человек не был в этой системе, ему сложно привить какие-то музыкальные вещи. В учебе такие люди постоянно отстают. Помню, когда я поступила в музучилище, у меня не было никакого желания продолжать карьеру музыканта. Я читала рэп, рисовала граффити на стенах и бегала в широких штанах. Была довольна. Никогда не думала, что когда-нибудь буду выходить на сцену в платье и петь арии из опер.

– В одном старом советском фильме героиня-певица перед концертом выпивает стакан сырых яиц, чтобы голос лучше звучал. Как профессионал поясните, после этой процедуры и в самом деле он лучше звучит?
– На то, как звучит голос, влияет и погода, и переживания, и еда. Перед выступлением ем рыбу и мясо. Нужна энергия, потому что на концерте предстоит колоссальная мышечная работа не только связок, но всего тела. Постоянные выступления изнашивают голос. Голос, как колбаса, чем больше отрезаешь, тем меньше остается. Если чувствуешь, что голос устал, сел, а тебе на следующий день петь серьезную программу, нужен допинг. Не знаю, как действуют сырые яйца, но для меня лучшее средство – «Шаляпинский коктейль». Требуется желток яйца, мед, масло сливочное и коньяк. В каких пропорциях нужно готовить, я не знаю, себе делаю по вкусу граммов 50. Выпиваю утром. Это средство смягчает, прогревает. Говорят, что голос лучше звучит. Но, мне кажется, это скорее психологический прием для артиста. Становится спокойнее. Надо вести здоровый образ жизни и быть всегда в позитиве.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


люди