Защитите пешехода!

Текст: Елена Огородова

Визг тормозов на пешеходном переходе, глухой удар – и человек лежит на асфальте в неестественной позе. Рядом отброшенная авоська с продуктами, пролившимся молоком и рассыпавшейся крупой. Детали картины происшествия могут отличаться друг от друга, но вот финал такого ДТП должен быть один – адекватное наказание для виновного. Иначе правосудие становится формальным и теряет всякий смысл.

СУМАСШЕДШАЯ «ДЕВЯТКА»
26 июля 2010 года Березниковский городской суд вынес приговор 27-летнему Руслану Насретдинову (имена и фамилии в тексте изменены), который 5 мая этого года на своем автомобиле ВАЗ-21099 сбил 62-летнего Павла Петровича Спицина. Пенсионер переходил проезжую часть улицы Юбилейной по нерегулируемому пешеходному переходу по направлению к Рябиновому скверу около трех часов дня. Светлое время суток, отсутствие осадков – идеальные погодные условия для водителя. Не заметить пешехода на дороге в это время непростительная и даже преступная халатность. Тем более что автомобиль, двигавшийся по соседней полосе, как и положено правилами дорожного движения, остановился, пропуская человека, идущего по «зебре». Руслан, вместо того чтобы поступить точно так же, даже не снизил скорость. Пожилой человек, оказавшийся под колесами его автомобиля, получил закрытую черепно-мозговую травму, перелом костей свода и основания черепа. На медицинском языке подобная травма квалифицируется как «тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни».

Насретдинов остановился и вызвал пострадавшему «скорую помощь». Дождавшись сотрудников милиции, он дал им подробное объяснение происшедшему. На суде виновник ДТП полностью признал свою вину. На его защиту встал опытный адвокат, ведь наказание, которое грозило подсудимому, довольно серьезное, и цена неверно сказанного слова или действия – реальное лишение свободы.

Статья 264 Уголовного кодекса РФ часть 1 гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транс- портным средством на срок до трех лет или без такового».

ОБОШЛИСЬ БЕЗ ВОЛОКИТЫ
Как выяснилось на суде, Руслан Насретдинов не имеет постоянного места работы и перебивается случайными заработками, с которых по суду выплачивает тысячу рублей алиментов на содержание своего восьмилетнего сына. А наличие малолетнего ребенка, даже при формальном отношении к нему со стороны отца, по закону является для последнего смягчающим вину обстоятельством. Процесс лечения и реабилитации пострадавшего в дорожной аварии Павла Спицина может затянуться на долгие годы, потребовав при этом немало душевных, физических и материальныхусилий самого пострадавшего и его близких людей.

Однако на суде пенсионер то ли по незнанию, то ли по еще какой-то причине не заявил иск о возмещении физического ущерба. Он только попросил возместить ему моральный вред в размере 500 тысяч рублей, но суд оставил этот иск без рассмотрения, так как для определения суммы этого ущерба понадобились бы дополнительные расчеты и отложение судебного разбирательства. Затягивать процесс не стали, за пострадавшим признали право обратиться с иском в гражданскую коллегию. Но доказывать свою правоту самостоятельно пенсионеру оказалось не под силу, а нанимать для этого адвоката – не по средствам. Как удалось выяснить, виновник ДТП до сих пор не компенсировал пострадавшему даже затраты на лечение.

ФОРМАЛЬНОСТИ СОБЛЮДЕНЫ
На суде прокурор просил для обвиняемого один год лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Именно эта мера воздействия на подсудимого, по мнению прокурора, должна была помочь ему осознать свою вину. Судья назначил виновнику ДТП полтора года условно без права управления автомобилем в течение трех лет с испытательным сроком в два года. Руслану Насретдинову предписано встать на учет в специализированный государственный орган – уголовно- исполнительную инспекцию – уведомлять ее об изменении места жительства и работы и являться туда на регистрацию не реже одного раза в месяц.

Однако уже после вынесения приговора позиция прокуратуры меняется, и в Пермский краевой суд направляется кассационное представление с просьбой принять объяснения подсудимого как явку с повинной, а, следовательно, смягчить наказание виновному. Законом подобное решение возлагается именно на суд, но во время рассмотрения дела в Березниковском суде этот вопрос не поднимался. Скорее всего, позиция прокуратуры была обусловлена чистой формальностью, которая не была замечена сразу, но имела принципиальное значение для определения степени вины подсудимому. Судебная коллегия суда высшей инстанции удовлетворила представление березниковского прокурора и смягчила приговор обвиняемому с полутора лет до 10 месяцев условного лишения свободы, оставив без изменения испытательный срок и срок лишения права управления транспортным средством. Теперь формальности были соблюдены. Виновный получил свое наказание. Но вряд ли пострадавший в ДТП пенсионер считает его адекватным.

Подобная лояльность в отношении водителей вызывает справедливое недоумение пешеходов. Ведь закон предусматривает и вполне реальное наказание, вплоть до лишения свободы! Почему же мы так трепетно относимся к нарушителям и так равнодушно черствы по отношению к ни в чем неповинному человеку? Разве подобное наказание может заставить сидящих за рулем лихачей бережно относиться к пешеходу и осознать степень своей ответственности перед ними? На мой взгляд, разумнее было бы обязать виновного в ДТП водителя оплачивать из своего кошелька лечение пострадавшего до полного его выздоровления. Только в этом случае совершенную им ошибку можно будет искупить в полной мере, а не формально.

К СВЕДЕНИЮ
Обязан ли водитель, виновный в ДТП, оплачивать из своего кармана лечение пострадавшего пешехода?
Отвечает Юлия Медведева, начальник отдела обеспечения судопроизводства по гражданским
делам
:
– На сегодняшний день расходы на лечение пострадавших в ДТП несет страховая компания, в которой застрахована гражданская ответственность водителя. Пострадавший в ДТП должен обратиться туда с заявлением о выплате расходов, связанных с лечением полученных в результате ДТП травм. Перечень необходимых документов регламентирован законом об обязательном страховании автогражданской ответственности владельца транспортного средства. В случае отказа страховой компании в выплате компенсации расходов на лечение, потерпевший имеет право обратиться в суд. Кроме того, пострадавший имеет право и на возмещение морального вреда. Если виновник ДТП не компенсирует его самостоятельно, то следует обратиться с подобным заявлением в суд. Суд, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывая степень вины ответчика, тяжесть причиненного им вреда, его материальное положение и раскаяние в содеянном, выносит решение. Данные иски удовлетворяются всегда, исходя из того, что водитель несет ответственность без вины, поскольку является владельцем источника повышенной опасности. Сумма возмещения морального вреда в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально. В среднем при причинении пострадавшему среднего вреда здоровью сумма составляет порядка 70 тысяч рублей, а тяжкий вред может быть оценен в 100–150 тысяч рублей.

P.S. Поправки в Правила дорожного движения (ПДД), которые вступят в силу с 20 ноября 2010 года, исключают все двойные толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу.

«Сейчас в ПДД прописано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, который пользуется приоритетом, но непонятно как именно. Ведь, согласитесь, в данном случае эту формулировку можно толковать как притормозить или быстро проехать – и так, и так это означает уступить», – прокомментировал поправки заместитель начальника Департамента ОБДД МВД России генералмайор милиции Владимир Кузин.

«Новые поправки ликвидируют всю расплывчатость. Теперь в пункте 14.1 четко прописано, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода, – отметил Кузин. – Как видим, теперь есть четкие рекомендации, и водители должны их строго выполнять, тогда и аварий с участием пешеходов станет на порядок меньше».


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс