Город Соликамск - 2012

До выборов депутатов Соликамской городской Думы V созыва осталось не так уж много времени. Кажется, уже пора задуматься — кого же мы будем выбирать на этот раз? Кандидаты всегда обещают очень много… Исполнимы ли эти обещания? Каким должен быть идеальный депутат? Что может и что не может народный избранник? Об этом и многом другом мы спросили у нынешних депутатов городской Думы. У них немалый опыт работы в представительном органе власти — со всеми его возможностями, ограничениями, сложностями и вопросами…

Илья Соколенко, председатель Соликамской городской Думы:
«Исполнительная власть думает, как исполнить, а мы — как под это исполнение подвести правовую базу»

— Наша сегодняшняя работа — это финишная прямая Думы IV созыва. До марта осталось меньше, чем полгода, и, я думаю, для наших избирателей уже пришло время проанализировать работу своих депутатов, сделать для себя какие-то выводы — что депутат для меня, как избирателя, сделал, надо ли мне идти голосовать?

Во многом именно от нас, нынешних депутатов, зависит: пойдут в марте соликамцы или не пойдут на избирательные участки. Если человек понимает, что тот, за кого он, как избиратель, четыре года назад проголосовал, что-то сделал, если видит отдачу от этого депутата, он и на эти выборы пойдет и будет осознанно выбирать — этого же депутата или какого-то другого.

К ДЕПУТАТСТВУ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ…
— На Ваш взгляд, будет ли какое-то кардинальное отличие Думы V созыва от вас?
— Во-первых, сегодня законодательно снижен возрастной ценз — можно избираться не с 21 года, а с 18 лет, так что, я думаю, явно кандидатов будет больше. Во-вторых, мы сами провели определенную работу — подготовили молодежный парламент, они имели возможность ходить на все депутатские комиссии, на все заседания Думы, работали непосредственно с депутатами, естественно, общались и общаются между собой… Думаю, каждый из них уже сделал какой-то выбор: кто-то решил, что депутатство — это не его, а кто-то — наоборот.

В любом случае, эти ребята сегодня уже неплохо знают, в чем, так сказать, наши слабые места, ему будет легче выходить к избирателям — мы их вооружили, но сделали это сознательно. Лично я давно уже убежден в том, что к депутатству надо готовиться. То, что народ часто голосует не головой, а сердцем, не всегда хорошо сказывается на работе представительного органа. Баллотироваться в депутаты должен кандидат, который знает эту работу, у которого есть хотя бы минимум подготовки… Люди должны понимать, что этот депутат будет работать на их благо. И еще один нюанс: современный депутат должен отвечать требованиям времени и, в первую очередь, иметь образование…

СОГЛАСНО ПРОПИСАННОМУ В ЗАКОНЕ
— Сегодня такое требование существует?
— К сожалению, законодательно у нас вообще нет никаких требований для кандидата, идущего во власть. Только возрастной ценз. В принципе, даже на должность главы города может прийти человек совершенно без образования. Это законодательный парадокс: когда проводится конкурс на замещение должности, например, заместителя главы, то в обязательных требованиях прописывается и опыт работы, и высшее образование… А для кандидатов в депутаты, которых избирает население, этого ограничения нет. Но как же я смогу руководить людьми, которые будут видеть, что я некомпетентен, неграмотен? Это же неправильно!

Я так думаю, что в будущем мы все придем к более требовательному подходу к кандидатам, особенно к тем, кто идет на должности руководящих, первых лиц. Но пока до этого не дошло, я считаю, что депутат должен в первую очередь отвечать требованиям избирателя… Хотя эти требования мы тоже, увы, не воспитываем, потому что мало информируем о своей работе, мало рассказываем о том, что вообще должен делать депутат согласно требований 131-го федерального закона.

А, между тем, в законодательных рамках депутат избирается только для работы в Думе или в Земском собрании — и не более того. Нет никаких указаний на то, что депутат должен работать на конкретного избирателя…

ПОЛНОМОЧИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ
— Даже прием населения, если действовать совсем уж в рамках закона, депутат должен вести только для того, чтобы узнать какие-то пожелания избирателей по содержанию того или иного нормативно-правового акта, посоветоваться с сними по этому поводу…

— Получается, каждый прием — это что-то вроде общественных слушаний в миниатюре?
— Ну да, депутат должен сверять свое мнение с мнением избирателей. Но при этом нигде не записано, что он должен решать какие-то хозяйственные дела, как это часто бывает у нас.

С другой стороны, если депутат будет работать только в рамках 131-го закона, он не сможет решить ни одной проблемы своего округа, — ни по дорогам, ни по освещению, и в этом случае — за него и голосовать не будут. Так уж сложилось, что к депутату идут с самыми сложными вопросами.

Между тем, депутат — это, собственно говоря, последняя инстанция. Если вы обратились в администрацию, вам там не помогли, отказали, нарушили законодательство — тогда вы и обращаетесь к депутату, который должен разобраться в ситуации и защитить законные интересы избирателя.

Но когда приходят к депутату, как к первой для избирателя инстанции, пытаются просто переложить свои трудности на чужие плечи, мотивируя это тем, что «почему я должен куда-то ходить, если вы у нас депутат», — это неправильная позиция.

У нас на сегодняшний день есть даже не две, а три органа власти: администрация, глава города и Дума. То есть решать проблемы избирателям надо последовательно, как это прописано у нас в Уставе: прошли через администрацию, прошли через главу, не получили ответа — и тогда уже дошли до Думы. Хотя мы в любом случае ни одну жалобу не оставляем без внимания: и на комиссии выносим, и запросы делаем в администрацию.

ДЕПУТАТ ДОЛЖЕН СМОТРЕТЬ СВЕРХУ
— Какие у депутата могут быть обязанности на, так сказать, бытовом уровне общения с избирателями?
— Самый простой пример: администрация у на делает довольно много всего, но конкретный какой-то избиратель в своем округе ведет себя, мягко говоря, неподобающе — тут и мусор, и грязь разводят, и ломают… Так вот, с этой позиции обязанность депутата — вести какую-то пропагандистскую работу, информировать население о том, что нельзя только требовать, что есть у избирателей и какие-то свои обязанности... Но это, конечно, сегодня дело неблагодарное, может быть, потому, что еще жив в сознании советский подход —кто-то должен к нам прийти, кто-то должен для нас все сделать… А такого уже не будет, сегодня мы, жители, сами должны наводить порядок — для себя, для своих детей…

Безусловно, контрольная функция представительного органа власти очень велика. Но основное его предназначение — это все-таки разработка нормативно-правовой базы, которая бы обеспечила комфортные условия проживания в городе. Мы должны сделать все для того, чтобы каждый избиратель в любой ситуации знал, куда ему обратиться, кто за что во власти отвечает, чтобы разработанные и проголосованные нами нормативно-правовые акты защищали горожан. И тут ест один важный нюанс: если депутат увязнет в конкретных решениях на уровне избирателя, он не поднимется на уровень всего города, не будет смотреть на проблему сверху. Образно говоря, когда избиратель видит яму на дороге, он думает, что ее надо срочно залатать. А депутат в этом случае должен думать, как обеспечить выполнение этого мероприятия с правовой точки зрения, как добиться того, чтобы такие ситуации в городе вообще не допускались, как продумать механизм работы в целом, всю цепочку от финансирования этого мероприятия до гарантийных ремонтов. И так — по любому вопросу.

Коротко говоря, исполнительная власть в первую очередь думает, как исполнить, а мы — как под это исполнение подвести правовую базу, сделать так, чтобы каждое решение было исполнено с наименьшими потерями. Поэтому я думаю, что сейчас в Думу должен прийти депутат, во-первых, экономически грамотный, во-вторых, разбирающийся в электронном документообороте, в-третьих, ориентирующийся в правовом поле, но при этом знающий психологию населения. Если в Думу придут молодые, амбициозные, грамотные депутаты, но они не будут понимать население — ничего хорошего не получится.

В следующих номерах газеты мы познакомим читателей с мнениями других депутатов Думы. Если у вас есть вопросы к кому-нибудь из народных избранников, вы можете позвонить в редакцию (тел 7-67-57) или на автоинформатор.

ФРАЗА
В Думу должен прийти депутат экономически грамотный, разбирающийся в электронном документообороте, ориентирующийся в правовом поле и при этом знающий психологию населения. Если в Думу придут молодые, амбициозные, грамотные депутаты, но они не будут понимать население — ничего хорошего не получится.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы