Жизнь пассажира дорожает до 2 миллионов

Текст: Андрей Ковалевский, Глеб Климентьев

Жизнь и здоровье пассажира на всех видах транспорта будут застрахованы на 2 млн рублей. Законопроект об обязательном страховании пассажиров предлагает премьер Владимир Путин. Новый рынок, по самым скромным подсчетам, составит 10 млрд рублей, и за него развернется нешуточная борьба, говорят эксперты.

Президиум правительства во главе с премьером Владимиром Путиным рассмотрел в четверг законопроект об обязательном страховании ответственности за причинение вреда пассажирам на транспорте. «Предлагается распространить механизм обязательного страхования на все виды транспорта — железные дороги, морские суда, автобусы, метрополитен, другие виды — и тем самым защитить интересы граждан, пассажиров, а также создать дополнительные стимулы для того, чтобы транспортные компании вкладывали средства в повышение безопасности перевозок», — сказал премьер. Законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами и третьими лицами разрабатывается Минтрансом много лет, но до внесения в Госдуму по разным причинам дело так и не доходило.

Согласно законопроекту, страховые выплаты составят 2 миллиона рублей плюс расходы на погребение (не более 25 тыс. рублей) в случае смерти пассажира, не более 2 миллионов рублей при причинении вреда здоровью, при причинении вреда багажу — не более 600 рублей за каждый килограмм веса багажа.

Путин отметил, что введение обязательного страхования не должно отразиться на стоимости проезда. «И сейчас транспортные компании взимают различные сборы с пассажиров. Только размеры выплат по страховке, как правило, совершенно недостаточные, а процедуры получения денег непрозрачны и неудобны для граждан, а порой выглядят просто издевательством», — сказал Владимир Путин.

Сейчас выплаты в случае смерти пассажира по обязательному страхованию на железнодорожном транспорте составляют всего лишь 12 тысяч рублей. Именно столько выплатила страховая компания ЖАСО семьям погибших после аварии «Невского экспресса» в ноябре прошлого года. В ЖАСО, занимающей доминирующее положение на рынке обязательного страхования на железнодорожном транспорте, тогда формально ссылались на указ президента № 750 от 1992 года, который устанавливает размер компенсации на уровне 120 штрафных МРОТ (100 рублей). Между тем только за 9 месяцев 2009 года ЖАСО по обязательному железнодорожному страхованию собрала 179,4 млн рублей (общий рынок обязательного страхования пассажиров на железнодорожном транспорте составляет 328 млн рублей), а по страховым выплатам направила сумму на несколько порядков меньше — 281 тысячу рублей.

С принятием закона, подчеркнул премьер-министр на заседании президиума, «таких ситуаций не должно больше возникать».

Более или менее адекватная оценка жизни пассажиров сейчас действует лишь на авиационном транспорте. Специальные поправки в Воздушный кодекс были внесены в конце 2007 года — они гарантировали авиапассажирам адекватное возмещение при нанесении вреда их жизни или имуществу. В случае авиакатастрофы семьи погибших получают компенсацию в размере 2 млн рублей.

Страховщики новому законопроекту рады. Прогнозируемый объем рынка обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами с предлагаемыми в законопроекте лимитами они оценивают примерно в 10 млрд рублей.

Но о прибыльности создаваемого рынка обязательного страхования пассажиров можно будет судить, только когда станет понятно, какие на нем будут условия. «Насколько это окажется интересным для страховщиков, будет зависеть от окончательного содержания законопроекта, правильного расчета основных величин, системы базовых тарифов и установленных принципов тарификации», — говорит директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «Альфастрахование» Елена Лукьянова.

Согласно предварительным расчетам, тарифы изменятся незначительно, уверяют страховщики. Величина премии будет зависеть от аварийности и тяжести последствий, характерных для того или иного вида транспорта или вида перевозок.

Поэтому тарифы на различные виды транспорта будут различаться. Согласно проведенному ВСС исследованию на базе статистики МЧС, Росстата, РСА и ряда других ведомств, удалось рассчитать нагрузку, которая ляжет на перевозчика и, вполне вероятно, будет заложена в тарифе на проезд: трамвай/троллейбус — 1 коп.; метрополитен — 45 коп.; авиация — 16 руб.; городской автотранспорт — 8 коп.; пригородный автотранспорт — 24 коп.; междугородние автобусные перевозки — 1,52 руб.; дальние железнодорожные перевозки — 2 руб.; пригородный ж/д транспорт — 5 коп.

«Новый закон не следует воспринимать как подарок для страхового сообщества», — говорит гендиректор СГ «Межрегионгарант» Евгений Потапов. Более того, он уверен: такое страхование не будет слишком лакомым куском для страховщиков. Скорее всего, будет наблюдаться ситуация, аналогичная ОСАГО: в первые год-два убыточность будет низкой, которая затем начнет расти и к третьему-четвертому году достигнет своего максимума, прогнозирует Потапов. «Хорошо, если бы этот максимум позволял страховщикам выходит в ноль, а не нести убытки, как это сейчас происходит с ОСАГО», — говорит страховщик. Поэтому, по словам Потапова, очень важно учесть ошибки допущенные в сфере автогражданки, установить адекватные тарифы, а также особенно важно более тщательно организовать отбор тех компаний, которые будут допущены к обязательному страхованию пассажиров, с тем чтобы исключить проникновение на такой рынок мошенников и финансово неустойчивых компаний.

«Драка за рынок в любом случае будет. Даже независимо от того, будет ли он рентабелен сразу или нет,

— уверен замгендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев. — Поскольку очевидно, что это доступ к большой клиентской базе». По словам эксперта, страховые компании сейчас гонятся прежде всего не за прибылью, а за объемами с прицелом на будущее. Больше шансов у нынешних лидеров по каско и ОСАГО. Это практически вся первая двадцатка: «Росгосстрах», «Ингосстрах», РОСНО, РЕСО, ВСК, Столичная страховая группа, ОРАНТА, «Ренессанс», «ГУТА-страхование», «Согаз». «К ним, очевидно, подключится ЖАСО, поскольку она сейчас специализируется на рисках, связанных с железнодорожным транспортом», — прогнозирует Самиев.


Источник: «Газета.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс