Вы думали, Пермь - другая

Недавнее обострение общественно-политической жизни в Перми, вызванное стремительной – почти как покупка Сулейманом Керимовым сотоварищи контрольных пакетов калийной промышленности – отменой прямых, непосредственных, словом, всенародных выборов главы города [Перми], вернуло в повестку дня и другие, не менее интересные, вопросы современной российской политики. Например, вопрос [вопрос, не проблему] выборности губернаторов, предводителей, так сказать, регионов, удельных, прямо скажем, князей.

Лично я бы, кстати, добавил вопрос выборности сенаторов, сиречь – членов Совета Федерации, о которой почему-то все напрочь забыли и уже давным-давно, ещё с прошлого века место в верхней палате федерального парламента является предметом торга. Причём отнюдь не между исполнительной и законодательной властью региона (это важно, запомните), а между кликами и кланами того, что «деловая пресса» называет «элитами», кое-кто- истеблишментом, а безбашенные оппозиционеры – правящей верхушкой.

Вопрос, между прочим, такой же непраздный, как и выборность губернаторов. Потому что – если кому-то не достаёт права выбирать руководителя региона и оказывать на него влияние на том основании, что губернатор должен прислушиваться к электоратам [как так, он нами управляет, а нами не избирается?], то логично ставить на всеобщее голосование и вопрос о том, кто будет от имени нашего региона, от трёх миллионов жителей нашего, прямо скажем, Пермского края утверждать в Совете Федерации законопроекты, принятые Государственной Думой.

И, между прочим, это право – избирать своего сенатора было изъято из обращения гораздо раньше, чем выборность губернаторов, с которой, как говорят сейчас все, началось наступление на права граждан. Один раз, помню, сенатора выбирали, и избрали, кстати, скандально знаменитого некоторое время назад Сергея Левитана. А потом, рррраз, и всё, ушло право выбора. Некоторое время в Совете Федерации ещё приличные люди оставались, вот, даже Олег наш, свет Анатольевич, там заседал и даже голосовал против возвращения советского гимна на стихи Михалкова. А с той поры – можете ли вы, уважаемый читатель, какого-либо пермского сенатора добрым словом вспомнить или хотя бы просто словом? Да даже Ваш корреспондент, профессионально интересующийся политикой, с трудом припоминает в качестве пермского сенатора после Чиркунова Татьяну Попову, и лишь по мотивам личного свойства.

Между тем, вопрос этот не поднимается, не ставится, никем не задаётся и никак не обсуждается. Или, к примеру, вопрос о выборности участковых и местных начальников милиции. Тоже – ни у кого на щите или на знамени не нарисован. То есть, мелькало это предложением в списке других, когда обсуждалась радикальная реформа милиции [по инициативе пермской группы граждан «За капитальный ремонт милиции»], наравне с переименованием милиции в полицию, но без особого энтузиазма. Вот про выборных губернаторов – да. Про выборы градоначальников сейчас – тоже да. А про выборных шерифов, то есть людей, от которых непосредственно зависит повседневная свобода и безопасность тысяч обывателей, - нет.

Это несколько странно, но да Бог с ним. Как с жалобами пермяков на тираническое лишение их права избирать себе градоначальника, и с рассуждениями пермских общественных деятелей о пользе прямых выборов и вреде их отмены, среди которых [рассуждений] было и такое: «Они думали, в Перми по-другому». За точность цитаты не поручусь, может быть, оно звучало и так: «Они думали, Пермь – другая». Но смысл от перестановки прилагательных не меняется, «они» - это иностранцы. Которые думали, что Пермь – другая, не такая, как вся Россия. В которой вертикаль власти и всё по команде. Они думали, Пермь – либеральная, демократичная, тут даже губернатор либерально и демократически [отнюдь не в духе Жириновского] настроен. А оказалось…

Бог с ними. Хотя очень хотелось в тот момент сказать пермякам: а ВЫ думали, Пермь другая. Не они, иностранцы, а как раз вы, пермяки, героической кучкой отстаивающие сейчас ваше право избирать мэра города прямым и всенародным голосованием, и сетующие сейчас на пассивность окружающего вас народонаселения [хотя 75 % или даже 80 % опрошенных пермяков и высказались за сохранение прямых выборов мэра, активничает небольшая кучка, и поднять сколько-нибудь значительное число людей на протест они не в состоянии]. Как раз вы и думали, что Пермь другая.

Ладно, положим, можно было так думать, когда отмена прямых выборов мэров обсуждалась где-то в других областях и краях, а не в Прикамье. Но когда стали говорить об этом в Пермском крае, когда стали не просто говорить, а просто отменять… Когда эта инициатива пошла от губернатора Чиркунова и чиновники губернаторской администрации поехали по городам и весям убеждать местных депутатов…

Непонятно, кстати, почему в Перми всяк общественный деятель сейчас говорит, что отмену пермских выборов инициировали никому не известные или малоизвестные депутаты. Уже больше года всему Пермскому краю известно, что идея исходит именно от Олега Анатольевича или, как минимум, с его согласия от его близкого окружения. Пермская же пресса сама об этом писала, рассчитывая шансы Кизела, Краснокамска или Березников [хотя в Березниках ситуация совсем другая, но в данном случае упомянуть можно, с формальной точки зрения подходит] устоять против давления из губернского центра.

Но вы, там в Перми, думали, что Пермь другая. Ни одного голоса не прозвучало ни в поддержку, ни в защиту мелких городков и весей, в которых прямые выборы мэра отменялись. Лишь теперь, когда в Перми уже всё состоялось и политически озабоченная свободомыслящая публика получила пощёчину от местной же власти, выступление кудымкарских депутатов стало тиражироваться в качестве примера и даже подвига. А когда всё это начиналось, пермяки похихикивали и думали, что Пермь – другая. Что то, что можно сделать с Кизелом или Березниками [хотя, повторю, в Березниках ситуация другая, но по формальному признаку…], никак неможно сделать с Пермью. Ведь Пермь – другая, в Перми, вон, и гражданская активность высокая, и пресса более-менее зубастая… Нет, не всё «Обоз», но и «Компаньон» себя вольно чувствует, и «Звезда» потявкивает…

Кстати, о прессе. Вполне могу предположить, что каток, практически раздавивший свободу прессы, например, в Березниках с тем же успехом с недалёком будущем прокатится и по Перми. Заполнят пермскую прессу славословия и пустословия (тот, кто сейчас полагает пермское, например, ТВ беззубым и подхалимским, ничего не знает про Березники), а журналистам останется переписывать пресс-релизы и смотреть в рот медиауправителям. Большинству, впрочем, это понравится или, по крайней мере, стерпится – слюбится. Пермь другая? В Перми невозможно установить такую же систему информационного фашизма, которая, например, установилась в Березниках? Про отмену выборов мэра тоже думали, что это невозможно.

Москвичи думают, что Москва – сила, главное – решить крупнополитические проблемы в Москве, а то, что происходит в России, не играет серьёзной роли. Так, второго плана. Пожар торфяников в Подмосковье, фактически поставивший столицу на колени, привлёк некоторое внимание московцев, но ненадолго. В Перми отменили выборы мэра – Москве что за дело? Это внутреннее дело пермяков… В Перми полагают, что самые важные вопросы решаются в Перми, где-то в Ленинском районе, в крайнем случае, в Мотовилихинском, самое дальнее – в Закамске-Краснокамске. Проблемы Кизела или, скажем, Березников с Соликамском пермяков не касаются…

Парижская коммуна не устояла потому, что департаменты никак не отреагировали на борьбу парижан. А некоторые даже подмогу версальцам прислали. Они там тоже думали, что Париж – другой, и все проблемы решаются на Елисейских полях, в крайнем случае, между Тюильри и Монмартром...

Не спрашивайте, где отменили прямые выборы мэра города. Хоть в Анадыре. Их отменили у вас.


Автор – политический обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы