Увидеть глаза друг друга

Именно так, кратко, определила Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае, цель грандиозного гражданского форума на территории бывшего лагеря для политзаключённых «Пермь-36». И на «Пилораме-2010» это, на мой взгляд, удалось, – в смысле, услышать какие-то новые мысли, увидеть новые образы, найти единомышленников и обрести надежду. Удалось, даже несмотря на одуряющую жару и неизбежные, при такой массовости, разнородности и плотности событий, некоторые просчёты организаторов.

С «Пилорамы» я приехала с огромным, слипшимся, разноцветным комом впечатлений, разобраться в котором непросто. Побывала там впервые, хотя фестиваль проходит в шестой раз. И обязательно поеду в следующем году.

«Пилорама» – это не один фестиваль, а несколько, объединённых общим колоритом колючей проволоки и вышек у заросших травой коридоров контрольно-следовых полос. Бард-фестиваль («Пилорама» и начиналась как фестиваль гражданской авторской песни), рок-фестиваль (с обильным участием панков), кинофестиваль острых гражданских фильмов (польских, российских, германских), театральный и поэтический фестивали, дискуссионный клуб и выставки: плакатов, фотографий, книг, музейных экспозиций…

Может быть, поэтому так трудно рассказать не бывавшим там о том, что было. Так много всего интересного происходило одновременно в разных местах, что при всём желании просто физически не успеваешь побывать хотя бы на половине мероприятий. К тому же начало многих дискуссий, концертов и акций бесконечно сдвигалось, некоторые отменялись, а о некоторых вроде бы и не объявляли, а они происходили. Идёшь, бывало, на концерт Шендеровича, а его ещё нет, и попадаешь вдруг по пути на открытие выставки фотографий Иосифа Бродского, а в соседнем зале известный фотожурналист Юрий Рост оживлённо рассказывает об истории своих фотографий и публикаций об академике Сахарове, и тот же Шендерович стоит рядом и хохочет…

Или идёшь на поэтический турнир памяти Бродского, а по пути тебя хватает за руку сто лет не виденный знакомый Владимир Сизов (многие березниковцы помнят его по борьбе за права жильцов) и затягивает на спор про ТСЖ под громким названием «Путь к свободе». (Но об этой дискуссии я расскажу подробнее попозже. Березниковцам, думаю, будет интересно).

Кстати, из Березников вообще приехало довольно много народу. Городская администрация выделяла большой автобус, плюс многие приехали своим ходом. Отец Эрих Финк (католический приход «Царица мира» в Березниках), говорят, отслужил там мессу по безвинно погибшим на зоне. «Пермь-36» – единственный сохранившийся как музей лагерь из покрывавшей всю страну сети советских концлагерей для инакомыслящих, – «Архипелага ГУЛАГ». Памятник-предупреждение…

Некоторые концерты и выставки получились очень впечатляющими, но меня больше привлекали дискуссии, столкновения мнений. Удалось попасть на кусочек споров о фанах (тут любопытно было услышать от немцев об их опыте), а вот с дискуссии под названием «Пермь – культурная столица?» я ушла сама. Как-то странно и немножко стыдно было наблюдать неглупых и достойных, в общем-то, людей, натужно пытающихся обсуждать такую попсовую тему.

Самой острой или, по крайней мере, оживлённой и многолюдной (из тех, на которые я попала) получилась одна из дискуссий второго дня «Пилорамы»: «Какая нам нужна правозащита?» Её, кстати, даже не было в первоначальной программе. Под напором одного из ведущих, публициста Леонида Никитинского, разговор быстро свернул на тему про «ментовское государство» (желающие могут без труда найти в сети теорию Никитинского на этот счёт). И то, как разрушить «диктатуру мента», под которым понимаются все люди в погонах, пользующиеся властью в своих корыстных интересах. «Надо менять систему», – восклицал Леонид. Но как? Кто-то из участников предложил уволить всех нынешних милиционеров и «создать новое сословие с выборными начальниками». Милиционеры, стоявшие поодаль и как бы охранявшие мероприятие, внимательно слушали с ничего не выражающими лицами.

Второй модератор дискуссии, директор Института прав человека Валентин Гефтер, пытался перевести разговор на более миролюбивый лад. Андрей Суслов, директор пермского Центра гражданского образования и прав человека, рассказал, как они учат милиционеров правам человека, а вот суды менее доступны, и вообще система слишком закрыта. Известный правозащитник Сергей Ковалёв, сидевший в былые времена, кстати, в этом лагере, высказался категорично: «Нынешний политический режим не может существовать с независимыми судами, и наоборот, независимый суд не может действовать при нынешней политической ситуации. Замкнутый круг. С чего начинать крутить?» Тут слово взял сатирик Шендерович, предложивший «крутить везде, где дотянемся». И привёл совет шахматиста Гарри Каспарова: «Когда мало материала, надо атаковать».

Острословов остудили парень в красной футболке из пермских коммунистов, сказавший, что не надо плодить «приморских партизан», и омбудсмен из Самары Ирина Скупова, высказавшаяся более подробно и призвавшая не скатываться на «базарный уровень». По её мнению, всё намного сложнее, чем понятный образ «ментовского государства», а признак кризиса скорее в том, что сейчас нельзя провести чёткой границы между милицией и преступностью, что нет чёткого целеполагания реформ.

Для того, чтобы в обществе произошли положительные сдвиги, нужна критическая масса людей, которые знают, какие требования предъявить власти, – дал рецепт Сергей Ковалёв. Но Никитинский тут же высмеял распространённую теорему о том, что власть – слуга народа: «Это разговор зайца с волком: я тебя, волк, нанял…» Дискуссия заходила в тупик, одновременно подходя к концу. Закруглились на тривиальном «всё зависит от нашей активности». Тем не менее, пищу для размышлений разговор дал.

А вот дискуссия «Мир несвободы и культура», которую вёл президент фонда защиты гласности Алексей Симонов, получилась, на мой взгляд, довольно предсказуемой. Речь шла о том, что при несвободе у художников почему-то больше поводов творить, чем при полном довольстве. Умилил, пожалуй, только неожиданно завершивший её доклад-реферат милой Кимберли Уильямс, пресс-атташе американского посольства. Она рассказывала (с переводчицей и картинками) о борьбе американского искусства за права негров. Это было для меня последним впечатлением о «Пилораме» (мы уезжали), но каким-то …обнадёживающим, что ли. В конце концов, полвека назад в США ку-клукс-клан ещё не стеснялся, негров линчевали, а теперь их даже неграми боятся назвать, чтоб не обидеть. Но мне этот перегиб в обратную сторону больше нравится. Американцы (пусть хотя бы в отношении афроамериканцев) смогли, может, и мы научимся когда-нибудь уважать в каждом человеке его достоинство.

Из пост-релиза «Пилорамы-2010»: «…В этом году в «Пермь-36» приехали около шести тысяч гостей. Тем, кто приехал на «Пилораму»-2010, предстояло решить для себя непростую задачу: успеть не только увидеть и услышать, но и обсудить всё, что происходит на Форуме. На это у гостей Форума было всего 50 часов. Организаторы «Пилорамы» уверены, что этого времени хватит на то, чтобы сделать еще несколько шагов к очеловечению, личностному росту и, в конечном итоге, духовной революции, пусть и отдельно взятого человека».


Автор – главный редактор печатной версии «Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса