Правило Лучникова № 4: Ведро красной краски

Текст: Александр Наковальня

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Четвёртое из правил Лучникова сформулировано довольно длинно (в сравнении с остальными) и относительно образно:
Если командир говорит принести ведро красной краски, нужно принести ведро красной краски, а не объяснения, почему не принёс.
Это значит: то и значит.
Примечание: и не думай, пожалуйста, что белая хризантема заменит красную краску.

Данное правило, вероятно, может являться наиболее наглядным примером ограничения творческой свободы в редакциях, которые Андрей Лучников возглавлял. В отличие от многих наших коллег – редакторов, он возвёл посягательство на творческую индивидуальность журналистов (прежде всего – журналистов) в ранг принципа деятельности СМИ и подвёл под это посягательство теоретическую базу.

Совершенно понятно, что речь идёт не о всамделишним «ведре красной краски», таким эпитетом в правиле № 4 называется любое редакционное задание или, скорее даже, задание редактора (что в лучниковской концепции СМИ – одно и то же). Понять, что означает это правило, в самом деле, несложно – если ты получил задание сделать репортаж с митинга «Березниковского характера» или субботника коммунистов, взять интервью у Владислава Баумгертнера или просто написать к определённому сроку некую статью, будь любезен, выполни.

Объяснения, почему редакционное задание не выполнено или не выполнено в срок – никто не отвечает на телефонные звонки, господин Баумгертнер срочно отбыл на Канары, или журналист так замёрз на митинге «Березниковского характера», что вынужден был сугреваться, досугревался до точки и не смог написать ни строки – никакие из этих объяснений никому не нужны. Задание, в концепции Лучникова, может быть или выполнено, или не выполнено. Соответственно, труд должен быть оплачен или не оплачен.

Можно спорить о правильности или неправильности такого подхода, однако попробуйте вспомнить сами себя, и своё, с детства, со школы сформированное умение находить оправдания собственной лени. В принципе, это правило можно считать в некотором роде римейком известного афоризма про тех, кто ищет способы, и тех, кто ищет причины. Только в данном случае он сформулировано не в качестве объяснения человеку, кто он есть такой, когда приводит тысячи причин, почему он не сделал того или сего (зачем, в самом деле, объяснять человеку то, что он и сам должен прекрасно понимать? Разве редакция СМИ – это тихая обитель для самопознания?), а в качестве прямого указания, как должно себя вести. Как должно работать в редакции.

Примечание к правилу предусмотрительно исключает возможность уловки: я не сделал интервью с Владиславом Баумгертнером, но зато побеседовал с Денисом Морозовым, я не ходил на митинг БХ, но зато у меня получится замечательный репортаж о съезде аквариумистов.

И это не случайность, а именно что концептуальный подход. Возможно, замена («белая хризантема») и лучше того «ведра краски», которое было затребовано изначально. В действительности такое бывает редко, и не надо воображать себя Александром Невзоровым, который сам себе голова, и не нужно думать, что редакционные задания существуют лишь для того, чтобы усложнить жизнь творческим натурам. Но дело не в этом. Дело в том, что основой журналистики как бизнеса, основой деятельности редакции является прежде всего планирование. Планирование и учёт.

Именно поэтому объяснения, почему задание не выполнено и «ведро краски» не доставлено в срок, не могут быть приняты во внимание – все вопросы, возможные проблемы и т.д. должны быть предусмотрены на более ранних стадиях, когда, например, обсуждается проект приказа (см. Правило № 3). И именно поэтому «белая хризантема» не заменит «ведро красной краски» - может быть, ты и в самом деле великий журналист, и в самом деле лучше понимаешь, какой материал окажется интереснее, но ты, будучи всего лишь журналистом, не представляешь всего комплекса решаемых редакцией задач. Это представляет редактор, начальник, командир, и если он говорит, что нужна краска, а не хризантемы, ему виднее.

По большому счёту, такой подход позволяет наладить работу СМИ конвейерным методом, не тратя нервы и силы на творческие терзания, стрессы при подготовке каждого отдельного номера и т.п. Да, такой подход и в самом деле превращает журналистскую работу из искромётного творческого процесса, когда каждый выпуск издания – это шедевр, в рутинное штампование материала за материалом, выполнения задания за заданием. Но, откровенно говоря, только такой подход и способен уберечь твои, дорогой читатель, мечтающий стать журналистом, нервы, твоё психическое здоровье , и позволит заниматься журналистикой долгие годы (а иначе зачем было начинать?).

Это просто предохранительный механизм – невозможно долгое время жить в творческом процессе, генерировать свежие идеи, по крупицам собирать каждый номер и лепить из него совершенный информационный продукт. Предела совершенству нет, а вот возможностям человеческого мозга есть. Тем более, действительная журналистика предполагает постоянную работу с информацией и нет иного варианта, как ставить дело на поток. А для потока, для конвейера нет лучшей методики работы, как механические движения. Отработанные и запланированные заранее.

А вы как думали? Журналистика – это бизнес, а для успешного бизнеса потогонная система является не придурью эксплуататоров, а насущной необходимостью.


Автор – специальный обозреватель "Иной газеты – Город Березники"

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова