Дети могут сыграть в ящик

Текст: Анастасия Сечина

В Пермском крае нечасто находят детей, выброшенных на улицу, словно мусор. По данным министерства здравоохранения края, в 2008 году нашли троих, в прошлом – двоих, в 2010 – пока одного, на прошлой неделе. Страшную находку – двухдневного малыша в обычном пакете – обнаружили в одном из дворов Перми. Все эти дети были найдены живыми. А есть ещё те, кто своего спасителя не дожидается. А ещё те, кого просто не находят – ни живым, ни мёртвым.

И таких – большинство. Много ли надо малышу зимой, на морозе, чтобы перестать привлекать к себе внимание плачем и писком?..

Заместитель главврача детской клинической поликлиники №1 Татьяна Фёдорович считает, что цифры официальной статистики по найдёнышам можно смело умножать на десять. По мнению уполномоченного по правам ребёнка в Пермском крае Павла Микова, реальные масштабы проблемы не представляет себе никто: «В России это пока вообще не осознается как проблема, подходы к её решению не ищутся».

ЖИЗНЬ В «КОЛЫБЕЛИ АИСТА»
На государственном уровне – действительно не ищутся. А вот на уровне человеческом – находятся люди неравнодушные. По крайней мере, один такой человек. Зовут его Андрей Полищук. Он – спортивный тренер, живёт в Перми, в свободное от работы время ходит по инстанциям и пытается добиться установки так называемых «бейби-боксов».

В европейских странах их называют по разному – «бейби-боксы», «окна жизни», «колыбели аиста». Это специально оборудованные коробки, установленные в учреждениях здравоохранения. В них матери, пожелавшие избавиться от нежеланного младенца, могут опустить своего ребёнка. Сигнал о том, что «бокс» больше не пустой, поступает медперсоналу, и уже через минуту брошенный малыш попадает в руки врачей. Мать при этом остаётся анонимной.

«Бейби-боксы» практикуются в Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Польше, Украине, Индии. Есть страны, где они запрещены, – например, скандинавские страны. Основных аргументов «против» – два: во-первых, установка таких ящиков провоцирует матерей на то, чтобы бросать своих детей, и во-вторых, в соответствии с Конституцией, человек имеет право знать своё происхождение.

«Лучше быть живым и не знать своего происхождения, чем погибнуть в первые дни своей жизни, – считает Андрей Полищук. – Да и потом – неужели у ребёнка, выброшенного на помойку, больше шансов узнать своё происхождение?..» Что касается провоцирования матерей, то и на это у пермского энтузиаста есть свой контраргумент – мол, можно законно отказаться от ребёнка в роддоме, никто же не говорит, что это провоцирует матерей на отказы. К тому же, статистика использования «бейби-боксов» в Германии гласит – число оставленных детей с момента распространения «окон жизни» существенно не изменилось.

ЧТО ЗА ПТИЦА – «КУКУШКА»?
Кстати – вопрос. Зачем вообще нужны эти ящики, если мать может официально отказаться от ребёнка в роддоме? Чтобы ответить на него, надо понять, что за птица такая – мать-«кукушка». Это совсем не обязательно асоциальная женщина. Как раз социально неблагополучная мать идёт рожать под присмотром врачей и уже в роддоме спокойно бросает своё чадо. Матери-«кукушки» – особая категория.

«Как правило, это девушки, которые приехали жить в большой город из сельской местности, – говорит Павел Миков. – Забеременели. И теперь боятся реакции своих родственников». Сюда плюсуйте разрыв с мужчиной и отсутствие материальной поддержки. Результат – испуганное юное существо, которое до последнего скрывает факт своей беременности, не состоит на учёте в женской консультации и рожает самостоятельно.

«Это категория, в принципе, благополучных девочек, – дополняет Татьяна Федорович. – Из семей, благополучных в финансовом отношении, но неблагополучных в отношениях человеческих. Папа работает, мама работает, с утра до вечера друг друга не видят. Был случай – о нём писали газеты – девочка-подросток до последнего дня скрывала свою беременность, родила по дороге в школу, выкинула ребенка в сугроб и пошла дальше».

Отдельная история – жизнь в маленьких городах и сёлах. Женщина может не пойти писать отказ от ненужного ребёнка просто из боязни наткнуться в социальной службе на свою знакомую или соседку. Андрей Полищук уверен: такие матери предпочтут «бейби-бокс» помойке, хотя бы потому, что будут уверены – их не будут искать, им не грозит тюрьма и, что важно, их анонимность сохранится.

Правда, в российской действительности с этим пока есть сложность. Законодательство таково, что милиция будет обязана искать мать, оставившую своё чадо. Но пермский уполномоченный по правам ребёнка Павел Миков не считает это препятствием для установки «бейби-боксов». Надо с чего-то начать, а потом, параллельно, и с законодательством разберёмся.

СПАСИБО, НЕ НАДО!
Андрей Полищук уже начал – летом прошлого года – ходить по инстанциям. Он обратился в общественную приёмную «Единой России». Ему ответили, что предложение оставлено без рассмотрения, т. к. требуются изменения в нормативно-законодательной базе и слишком много денег нужно на реализацию проекта. Он обратился в приёмную Президента РФ. Был ответ: никто этим заниматься не будет, потому что проблема неважная и время сейчас тяжелое (правда, оговорились, что это – не президентское мнение).

Ходил к депутатам. От одного получил поддержку на словах, но так и не дождался её на деле. Писал полномочному представителю Президента РФ в Пермском крае. Получил ответ от него, министра здравоохранения региона и руководителя краевого агентства по управлению учреждениями здравоохранения. «Мне показалось, что эти письма составлены по одному шаблону, – говорит Андрей. – Благодарим за заботу о детях, есть система мер по работе с беременными и матерями, настоящая нормативно-законодательная база не предусматривает установку таких ящиков».

«Я думаю, что Россия – не такая богатая страна, которая может себе позволить потери детей», – недоумевает по поводу реакции властей Татьяна Федорович. «Ответы, которые получил Андрей, говорят о том, что власти с трудом осознают: даже жизнь одного спасённого через этот «бэйби-бокс» ребёнка гораздо важнее любого бюджетного рубля», – комментирует Павел Миков.

Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае – пока единственный человек среди тех, кого обошёл Полищук, который поддержал идею установки «бейби-боксов» и хочет сделать что-то для того, чтобы она была реализована. Правда, полномочий у уполномоченного немного. «Я обращусь в органы власти с просьбой ещё раз рассмотреть возможность установки «бейби-боксов». Если на уровне края проблема не будет решаться, подключу федерального уполномоченного», – сообщил Павел Миков.

КСТАТИ
В Чехии министерство здравоохранения отказалось поддержать открытие «бейби-боксов», объяснив это отсутствием необходимой правовой базы. В результате первые ящики здесь появились стараниями негосударственного благотворительного фонда по заботе о брошенных детях «STATIM».

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНЫ ЛИ «БЕЙБИ-БОКСЫ» В НАШЕЙ СТРАНЕ?«ПРОТИВ»
Светлана, юрист: «Думаю, большинству матерей, решивших избавиться от своего ребёнка, будет просто лень идти до такого ящика».

Александр, журналист: «Российская система детских домов и без этого не справляется. Поэтому финансовые вложения, предполагаемые на «бэйби-боксы», разумнее распределить на решение проблем воспитания, образования, времяпровождения детей в детдомах».

Анна, предприниматель: «У нас нельзя так делать. Будет двухсторонняя очередь – одни будут выкидывать детей при малейшем кризисе, другие – стоять рядом и брать их оттуда, а если не понравится – класть обратно… Это путь для отхода – не надо бороться, искать работу, стремиться что-то изменить в своей жизни, хотя бы ради детей. Это же легко – посадил ребёнка в ящик и совесть чиста, ведь не убил же».

«ЗА»
Ольга, учитель: «Я думаю, это разумный шаг. Если мать решила, что ребёнок ей не нужен, она всё равно от него избавится. Пусть уж лучше это будет более комфортно для ребёнка».

Сергей, госслужащий: «Это очень правильное и необходимое решение. Во-первых, среди тех детей, которых находят сейчас, часто бывает, что ребёнок получил психологическую травму, обморозился, животные обгрызли ему ручки, ножки. А в этих «окнах» малыш будет быстро передан в профессиональные руки. Во-вторых, у матери будет шанс не стать убийцей. И, возможно, впоследствии она сможет стать полноценным членом общества».

Никита, в прошлом – выпускник детдома: «Жизнь человека – это самое главное. Если есть возможность спасти её ящиком, нужно спасать ящиком. Если её возможно спасти каким-то другим способом – нужно спасать, даже незаконно».


«Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс