Год экспериментов пермского образования

Текст: Михаил Данилович
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»
«Проводить реорганизацию учебных заведений так, как это сейчас делается в нашем регионе, нельзя», – считает уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. Напомним, власти постоянно хотели что-нибудь да реорганизовать: художественное училище надеялись слить с педагогическим колледжем №4, школу слабослышащих – со школой глухонемых и т. д. Кроме того, чиновники заявили, что скоро в Перми появится инклюзивная школа – т. е. такая, где инвалиды и неинвалиды учатся вместе.

– Всё это привело к тому, что жалобы на нарушение права на образование были одними из самых частых в этом году. Обращения шли к нам из Перми и других территорий края. Только к концу года правительство Прикамья разработало нормативный акт, который снимает многие вопросы. В этом документе прописан порядок реорганизации и ликвидации бюджетных учреждений. Отмечу – не только образовательных. Спросите всех!

– Мы помним, что каждая реорганизация заканчивалась конфликтом между родителями и учредителем образовательного учреждения. Как сейчас, согласно новому нормативному акту, прошло бы какое-либо слияние?
– Перед тем как его начать, власти должны обсудить это со всеми заинтересованными людьми: родителями, представителями муниципального уровня власти. Обычно бывает так, что учредителем школы является краевое ведомство, как правило, – агентство по управлению государственными учреждениями. Но само это учреждение находится в Перми или другом городе – в нём учатся ребята не всего края, а какого-то муниципалитета. Весь этот год тут и там не хватало денег. Если уж так, то почему бы с этой проблемой не выйти к людям? Краевые чиновники порой даже не представляют, какие варианты они могут предложить! Кстати, в аппарат уполномоченного по правам человека приходят ветераны. Они понимают, что должно быть изменение оплаты жилищно-коммунальных услуг (оно произойдёт с первого января – прим. ред.). Но говорят о том, что варианты этого изменения могут быть разные и почему бы им не поучаствовать в их обсуждении!

– В какой форме будет проходить это обсуждение – общественных слушаний?
– Да. Кроме того, перед тем как пройдёт какая-либо реорганизация, теперь надо создать экспертную комиссию, которая оценит последствия новаций чиновников. Причём входить в неё должны не только они сами, но и родители, а также независимые эксперты. Если бы агентство по управлению госучреждениями, перед тем как начать соединять школу глухонемых и школу слабослышащих, провело бы независимую экспертизу, реорганизация бы прекратилась на корню. Потому что слабослышащие ребята перестанут учиться слышать. В итоге сейчас фактически всё осталось как было: формально школы стали одним юридическим лицом, но они до сих пор находятся в разных местах.

УЧИТЬ ИЛИ ЭКОНОМИТЬ?
– Насколько вообще правильно экономить на образовании и других социальных сферах?
– С каждым годом детей становится меньше в разы. Есть здания, рассчитанные на двести человек, но в которых учатся только тридцать. Понятно, что мы отапливаем воздух. Коммунальные услуги просто-напросто съедают деньги, которые выделяются на то, чтобы совершенствовать образование. Средства могли бы быть направлены на улучшение условий, в которых учатся дети. Поэтому понятно, что экономический аспект должен учитываться. Но он не должен быть основным!

– Приходилось ли вам вмешиваться в какую-либо реорганизацию?
– Я организовывала общественные слушания по реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Косинском районе Коми округа. Мы позвали министра, руководство округа и района. В школе – маленькое количество учеников. Да ещё и здание – далеко не современное, мягко говоря. С одной стороны, это очень убедительный аргумент в пользу того, чтобы закрыть школу. Но других учебных заведений здесь нет. Значит, детей надо будет везти в районный центр. Дорога – шестьдесят километров. Причём она не всегда проезжая, потому что в плохом состоянии.

– Ребята будут дома только на выходных?
– Ещё реже. Мы обрекаем ребёнка на длительную жизнь без семьи. А если учесть, что единственное место, где ребёнок говорит на родном языке, – это семья и школа, которая закрывается… Некоторые родители прямо мне говорили: «Я свою внучку-пятиклассницу туда не отправлю! Если надо – буду обучать её дома сама». Чем бы закончилось дело, если бы не общественные слушания, неизвестно. На них было решено, что ребята всё-таки будут ездить учиться в другую школу. Но перед этим в интернате, который там находится, сделали ремонт (детям придётся ночевать на новом месте). Обучение будет вестись на родном языке. А переехавшая школа получит сверхнормативное финансирование.

ПУСТЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ
– Как можно объяснить то, что городские власти хотят, чтобы коррекционная школа №155 в Перми для инвалидов переехала в здание общеобразовательной 73-й?
– То, что сегодня городские чиновники называют инклюзивным образованием, на деле таким не является.
Во-первых, о нём ничего не говорится ни в федеральном, ни в региональном законодательстве. Поэтому его просто не может появиться. Во-вторых, у нас нет учителей, которые бы приняли ребёнка с ограниченными возможностями как равного. И это не их вина – это лишь факт! У нас даже в обычных классах не обходятся без стереотипов. Кто-то, например, никогда не сможет читать быстро потому, что он флегматик и скорость его чтения никогда не будет такой, как у сангвиника. Но оцениваются все одинаково. А если придёт ребёнок, который по определению в чём-то менее успешен? Инвалида постоянно должен сопровождать консультант. Но сейчас нет ни одного документа, где бы об этом говорилось! Можно, конечно, учить инвалидов в отдельном крыле здания. Но, скорее всего, это будет крыло изгоев.

– В этом году стало появляться всё больше автономных учреждений…
– С одной стороны, при «автономке» учреждение может больше зарабатывать. С другой – непонятно, например, будет ли оно тратить деньги на профилактику асоциальных явлений, если на то не будет тратиться бюджет.
Главное, чтобы желание к переменам шло снизу.

– С этим порой возникают проблемы. Например, на собрании в школе олимпийского резерва «Огонёк» под Чусовым выяснилось, что родители и тренеры против «автономки». Но руководитель агентства по управлению госучреждениями Елена Костина заявила, что для того, чтобы поменять статус, достаточно только её решения. Которое есть (об этом конфликте «ПН» писали в прошлом номере – прим. ред.).
– На месте учредителя я бы не продавливала своё решение, а показала родителям и педагогам плюсы и минусы перехода в АУ.

– А на месте родителей?
– Требовала бы аргументы за то, чтобы поменять статус. Но пока власти не научились организовывать переговорные площадки. И нам, видимо, придётся делать это за них.


Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс