В луче чистого сердца

12 декабря в фойе ДК «Азот» людей много, но непривычно для концерта легендарной группы тихо. Ощущение, будто все между собой знакомы и вхожи в некое тайное братство. Теплые рукопожатия и объятия, хорошие, умные лица, полуулыбки, в которых читается: «И ты любишь «Аквариум»? Значит, мы говорим на одном языке».

«МЫ ВСЕ НЕМНОГО БУДДЫ»
В зале есть свободные места, но их мало. Сцена уже полностью обжита: инструменты замерли в нетерпении, с минуты на минуту готовые пуститься в магический танец. На заднем плане – изображение богини Сарасвати, восточной покровительницы образования, культуры и музыки. По краю сцены расставляют яблоки с палочками-благовониями. Сладковатый пряный запах распространяется мгновенно. В сочетании с кришнаитскими экстатическими напевами он настраивает на созерцательность.

В одном из интервью лидер группы «Аквариум» Борис Борисович Гребенщиков дал объяснение этой весьма странной для православного слушателя обстановки: «Православие предполагает отказ от мира на пути к какому-то непонятному личному спасению. Основное положение буддизма: сначала подумай о других, потом о себе. Этот подход мне более понятен. Кроме того, отказ от мира подразумевает, в первую очередь, отказ от самого себя, от реализации того таланта, который тебе дал Бог. Для меня, как для музыканта, это нереально».

«Буддизм – это, прежде всего, доброе сердце», – сказал кто-то из восточных мудрецов. Видимо, каждый человек в этот вечер чувствует себя «немного Буддой». В зале доброжелательная атмосфера, зритель очень тонко реагирует на каждый текст, с первых аккордов угадывает музыкальные импровизации на темы старых песен. Каждое произведение зал встречает криками «браво!» и долгими благодарными аплодисментами. Такого приема в провинции музыканты группы «Аквариум» не ожидали.

АКВАРИУМОТЕРАПИЯ
Борис Гребенщиков открывает свою концертную программу песней «Дубровский». Он поет, стоя в синих лучах прожекторов, и возникает иллюзия, что «ероплан» с пушкинским героем пролетает мимо. А «не плачь, солнце взойдет» звучит, как утешение.

«Я чувствую: вот это нужно петь сегодня», – сказал как-то Борис Гребенщиков и, похоже, он не рисовался. Репертуар и сегодня выстроен интуитивно. Принцип подбора песен Борис Борисович объясняет так: «Сейчас наступила часть программы, в которой звучат старые песни. Но никто не знает, какие они будут».

Философские и трагичные песни сменяются чарующими звуками флейты, на которой виртуозно играет ирландец Брайан Финниган. Закрываешь глаза и представляешь беспредельное лазурное небо, зеленые просторы Ирландии, пахнущие цветами и теплой землей.

В концерте – пауза. Чистый луч света падает на сцену сверху, разрезая темноту. В небольшом круге – микрофон и бардовая роза на столике. Инструменты, очертания которых видны в полумраке, еще резонируют. Звуки последней песни рассредоточились по залу и повисли. В воздухе или в сердце? «Аквариум» погружает в себя без остатка. При этом за тобой всегда остается право выбора: остаться в этом музыкальном пространстве или тихо уйти – в свое.

ПОГРУЗИЛИСЬ!
Практически никто не уходит, березниковцы снова и снова просят музыкантов на сцену. В концертной программе находится место и для рок-н-ролльных вещей. Вообще творчество «Аквариума» по-хорошему парадоксально: здесь гармонично уживается акустическая и электронная музыка, рок соседствует с этно и регги. «Этническую музыку я играю или нет, мне наплевать, – сказал как-то Борис Борисович. – Я знаю, что если дать мне в руки гитару, я смогу конкретным людям что-то спеть». И спел, а талантливый коллектив сделал эти песни произведениями искусства.

Свой вклад в создание особого «аквариумного» мира делают и «сегун скрипки» Андрей Суротдинов, и «отец ритма» Алик Потапкин, и человек-оркестр (гитара, флейта, саксофон) Игорь Тимофеев, и обаятельный «бог» секции этнических инструментов Олег Шар. Принял в этом концерте участие и «корифей баса» Александр Титов.

Бесподобный звук, световые эффекты, которых березниковская сцена наверняка никогда не видела, – три часа прошли незаметно. Кульминационным и в чем-то провинциально трогательным моментом вечера стало исполнение песни «Город золотой». Люди в зале пели ее хором, а приятно пораженные великие музыканты лишь аккомпанировали…


Источник: “Неделя.RU”
Фото: Антон Матвеев
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс