Председатель КВО о промежуточных итогах работы в Березниках

Сергей Злобин, председатель Комитета по вопросам образования г. Березники

Конец года – время подводить итоги, подбивать отчеты, делать выводы. У председателя Комитета по вопросам образования Сергея Злобина для этого повод двойной: в ноябре истек год его работы в Березниках. Чем отмечен был этот период, Сергей Васильевич рассказал нашему корреспонденту.

– Год вашей работы в Березниках выдался насыщенным. Начало руководства совпало с разгаром кризиса: в ноябре прошлого года прошли сокращения педагогов и специалистов в школах и детских садах. Неужели они были неизбежны?
– В сокращении есть два разных аспекта. Первый – когда были «урезаны» ставки, на которых пришлось примерно 4/5 всех сокращений. Некоторые из них не были заняты годами и использовались руководителями как некий фонд экономии. В данном случае мы просто проанализировали, что у нас излишне. Сокращения, которые коснулись конкретно людей, были незначительные. Этим работникам мы предложили другие вакансии, либо люди вышли на пенсию. Именно поэтому оптимизация прошла безболезненно.

Единственное решение, о котором мы потом пожалели, – когда ради экономии фонда оплаты труда в некоторых садах пришлось пойти на сокращение ставок заместителей заведующих по методической работе. От этого некоторые учреждения потеряли в содержательной части, появились проблемы, когда встал вопрос об аккредитации детских садов (в следующем году на нее выходит 38 МДОУ). Вовремя увидев это, мы подключили методический кабинет, кураторство других детских садов. Стало понятно: то, что было, нужно восстанавливать. Сейчас мы пытаемся уйти не к сокращению людей, а изменению в самой организации. Те услуги, которые возможно, выводим на аутсорсинг – например, стирку белья. То же самое можно было сделать год назад, но тогда мы не до конца понимали ситуацию. Сейчас стало ясно, что гораздо дешевле и экономичнее для фонда оплаты труда передать эту услугу внешнему поставщику. За полтора месяца те детские сады, которые уже перешли на аутсорсинг, осознали не только выгоду, но и улучшение в качестве самой услуги. В этом же направлении мы движемся в отношении охраны детских садов. Планируется переход на техническое оснащение зданий сигнализацией и патрулирование объектов группой быстрого реагирования.

– Не раз за последние месяцы говорили и о переходе детских садов в автономные учреждения. Эта реформа удалась?
– Переход учреждений образования в автономии хоть и вызвал большой ажиотаж, – это изменения, которые касаются только внутренней хозяйственной деятельности учреждения. Для потребителя услуг – родителя – ничего не меняется. В течение этого года (и раньше, начиная с 2006 года) мы внимательно анализировали ситуацию, провели обучение руководителей учреждений и защиту проектов по переходу в автономии; совместно с депутатами подготовили список тех учреждений, которые планируют этот переход. Желающих оказалось 2/3 из числа всех учреждений образования. Ныне существующая казначейская система, расписанная по кодам бюджетной классификации, довольна сложна. Новая же многих руководителей заинтересовала возможностью ведения более простого финансово-хозяйственного учета, перераспределения средств – что немаловажно, в пользу зарплатного фонда учреждения. Программа рассчитана на 3 года, поэтому переход будет постепенный. В 2010 году примерно 15 учреждений (порядка 15% от числа всех муниципальных учреждений образования) будут в соответствии с постановлением главы переведены в автономию.

– Но когда на одной из комиссий поднимался вопрос об автономиях, не все депутаты одобрили этот переход…
– Главная сложность, с которой мы столкнулись – и с этим можно согласиться – это не в полной мере доверие к руководителям дошкольных учреждений. Если школы уже прожили какой-то период самостоятельной финансовой деятельности, то у детских садов такого опыта не было. Но мы это учли, поэтому и было организовано обучение руководителей.

– Не многих педагогов после введения подушевого финансирования и НСОТ порадовала новая зарплата…
– Да, ключевым в этом году для березниковского образования стало изменение принципа оплаты труда педагогов. Но реализуется новая система в рамках имеющегося фонда оплаты труда. У нас нет дополнительного финансирования, особенно в условиях кризиса. Следовательно, и средняя зарплата педагогов осталась на прежнем уровне. Изменился порядок начисления, а размер – не сильно. У одних учителей он вырос значительно, у других – остался на том уровне, что был. Различия в зарплате педагогов (не включая административный состав) сейчас варьируются от 6 до 25 тысяч рублей. Да, мало что изменилось у воспитателей – это направление сейчас для нас превыше всего. В качестве одного из дополнительных источников фонда оплаты труда, как я уже сказал, привлекается аутсорсинг. С большей частью трудовых коллективов школ я уже встречался: подавляющее большинство вопросов не связано с темой новой зарплаты. В целом НСОТ воспринята нормально: ухудшений работникам она не принесла, хотя, конечно, многие связывали свои надежды с улучшением.

– Что бы вы назвали главными достижениями этого года в образовании?
– На прошлой неделе мы, наконец-то, получили подтверждение, что город Березники в составе 9 территорий Пермского края с 1 января 2010 года включается в краевое финансирование по выплате пособий родителям, чьи дети от 1,5 до 5 лет не посещают детский сад. Ключевым моментом станет то, что теперь мы переходим к формированию очереди не по дате подачи заявки в детский сад, а по дате рождения ребенка. То есть преимущественное право при распределении будет иметь не тот ребенок, кто первым оказался в очереди, а тот, чей возраст старше. Это, может быть, неправильно с точки зрения родительской инициативы, но верно с точки зрения развития ребенка. Я считаю, что вступление в программу – это один из главных итогов года, и очень важно, что мы, в отличие от большинства территорий, заявили максимально возможную сумму компенсации – порядка 5 тысяч рублей, которая равноценна стоимости содержания ребенка в общеобразовательной группе. Вторая важная составляющая проекта – дети, которые находятся в реестре СОП (в социально опасном положении), будут обеспечены обязательным местом в детском саду без права родителей на компенсацию.

В этом году мы стали активно работать и над новым образовательным центром, в 2010 году этот проект будет запущен в полную силу. Это учреждение особого рода, школа для старшеклассников, на сегодняшний день лучшая по уровню оснащенности в городе. Обучение в НОЦ строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, там нет общего расписания, класс в обычном понимании в этой школе перестает существовать. То есть ребенок составляет себе индивидуальный учебный план, выбирает уровень обучения в соответствии с тем, какие предметы имеют для него первостепенное значение в дальнейшем; и также выбирает своего наставника, тьютора. Самое главное, чтобы выбор ребенка, пришедшего в центр, был осознанным – в противном случае, обучение по индивидуальному плану не принесет желаемого результата в дальнейшем. Школа открыта для всех старшеклассников, в том числе и из соседних территорий, вступительных испытаний нет. Уже сейчас здесь обучаются старшеклассники из Александровска, Усолья.

– Возможность задать вопрос вам напрямую и получить ответ, просто выйдя в Интернет, березниковцы оценили. Раньше такой привычки у местных чиновников не наблюдалось…
– Нельзя сказать, что это какая-то особенность, – скорее стремление всей системы нашего образования к открытости, которая и позволяет судить о том, как развивается качество образовательной услуги. И это не только общение в сети, но те же самые электронные дневники и журналы, публичные отчеты каждой школы, в которых отображается и то, сколько денег и на что тратит школа. Они уже два года размещаются на сайте каждого учреждения. Только вот обратная связь работает плохо: я подозреваю, что за все это время их прочитало не больше ста человек в городе. Да, определенный процент родителей их читает, но если их будет хотя бы половина, у учителей освободится время для общения с теми мамами и папами, которые требуют дополнительной мотивации и которых одним интернетом и СМСками с места не сдвинешь. Конечно, для учителей этот процесс очень трудоемкий – ведение электронного журнала, скажем, требует не только выставления оценок, но и развернутого тематического планирования на год вперед, освещения домашних заданий. Но с нового года за этот труд педагоги будут получать доплаты из краевого бюджета.

– Сергей Васильевич, чем все-таки закончилось дело о растрате бюджетных денег по проекту «Новая школа», которое произошло еще при бывшем руководстве, но разбирательство выпало на вашу долю?
– Я хотел бы прояснить – речь в данном случае идет не о растрате. Суть 11 уголовных дел, которые сейчас находятся на расследовании, заключается в том, что при приемке ремонтных работ не были соблюдены необходимые процедуры. У людей сложилось впечатление, что эти деньги ушли куда-то «налево», тем не менее, они были использованы по целевому назначению, но юридические формальности были нарушены. Это послужило нам хорошим уроком. За год работы Комитет стал активно выходить в суды. Состоялось около 3 десятков процессов в Арбитражном суде, в результате которых нам удалось взыскать неустойки с недобросовестных подрядчиков. В этом году в целом нами освоено порядка 100 млн. рублей, в том числе на ремонт 5-ой школы, которая, я думаю, откроется в январе.

– Коли уж заговорили о ремонтах, не могу не затронуть больную тему. Как в кризисной ситуации Комитет решает вопросы по обновлению зданий, в которых учатся наши дети?
– Сейчас все «больные места» мы систематизировали: выделили те проблемы, которые являются первоочередными. Одна из самых насущных – безопасность зданий. По пяти детским садам мы заполнили пожарные декларации. Построили соответствующие пожарные выходы, перегородки, установили противопожарные двери, сертифицированные люки, отгораживаемые лестницы и прочее – там, где можно было это сделать, мы выполнили по максимуму. Но работа в плане приведения зданий в соответствие требованиям предстоит еще большая – если мы говорили о ста миллионах, израсходованных на ремонт, то потребуется не меньше, и не в течение одного года. В этом году наши основные усилия были направлены на участие в проекте выплаты компенсации еще потому, что в случае закрытия отдельных учреждений, мы должны родителям что-то предложить. В ближайшие три года планируется капремонт в двух садах, которые требуют перестройки. Что касается капитального ремонта школ, то следующий объект после 5-ой школы будет более сложным – это 24-ая школа. Старое здание, которое включено в бюджетный план на следующие два года и потребует вложения свыше 65 млн. рублей. После нее на рассмотрении – речевая школа.

– Не испытываете ли вы разочарования от того, что возложили на себя такой груз забот?
– Мой контракт заканчивается в 2011 году. В Березники я был приглашен для выполнения определенных задач, которые еще остаются, поэтому я их должен довести до конца. Не хочу лукавить и говорить о каких-то великих миссиях, творческом самовыражении, – я – менеджер, у меня есть четкие трудовые обязательства, которые, как в любой работе, требуют исполнения.


“Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса