Строгий режим без иногородних

Текст: Людмила Климова, Елена Лодыгина
Иллюстрации: «Наш Соликамск»


Весной пресс-служба губернатора Пермского края сообщила о том, что «с 1 мая этого года на территорию Пермского края во все исправительные колонии общего и строго режима больше не будут направлять для отбывания наказания осужденных из других регионов». Для Соликамска эта информация имела особое значение: если судить по количеству исправительных учреждений, систему ФСИН вполне можно назвать еще одним градообразующим (и человекообразующим) предприятием…

С того момента, как на уровне региона было во всеуслышание объявлено о том, что решение «не принимать иногородних» «подтверждено в Федеральной службе исполнения наказаний», о чем «губернатору Олегу Чиркунову доложил министр общественной безопасности Игорь Орлов», прошло без малого четыре месяца. Что изменилось за это время? Действительно ли за это время снизился уровень преступности в городах Пермского края — ведь, как утверждали краевые силовики, «чем меньше на территории Прикамья «чужих» освободившихся заключенных, тем ниже уровень рецидивной преступности»? И действительно ли «вето на чужих» начало действовать с 1 мая этого года? Вопросов много. С ответами сложнее…

МЕСЯЦ НЕ СРОК?
— Насколько нам известно, губернатор Пермского края заявил о том, что заключенных из других регионов страны перестанут ввозить в исправительные учреждения Пермского края, не так давно, буквально два месяца назад, — пояснил «Нашему Соликамску» сотрудник пресс-службы ГУФСИН России по Пермскому краю. — Так что на сегодняшний день каких-то предварительных итогов — изменилась ли ситуация в лучшую сторону, снизился ли уровень преступности (ведь этот проект направлен, в первую очередь, именно на снижение уровня преступности в крае) — пока нет. Первые итоги мы планируем подвести в конце года и тогда уже посмотреть, что изменилось…

По данным на май 2009 года, в исправительных колониях Пермского края отбывали наказание 35 тысяч человек. Девять тысяч из этого числа — иногородние. Для сравнения: в Чердыни проживает сегодня 6,5 тыс. человек, в Чермозе — чуть больше четырех тысяч.

Теоретически, через четыре месяца ответственные официальные лица должны отрапортовать: процесс идет, «свои» освободившиеся перевоспитываются, а «чужие» к нам не ходят… На практике пока что ничего не изменилось и, возможно, не факт, что изменится. Тем более, система «сажать по месту жительства» не такая уж и новая:
— На самом деле, этот принцип в Российской Федерации действует достаточно давно: есть статья Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой «осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены». Другое дело, что и по сей день статья эта остается «на бумаге», поскольку, в рамках все того же УИК, «при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения», — объясняет заместитель главы городской администрации по безопасности Владимир Хомяков. — Насколько я знаю, в исправительные учреждения Соликамска и по сей день направляют осужденных из самых разных регионов России, вне зависимости от вида режима. Иногородних присылают и на общий, и на особый, и на строгий режимы, и в колонии-поселения. Основной контингент — совершившие преступления с «пропиской» в южных регионах страны: со Ставрополья, из Краснодарского края, Дагестана… Бывает, присылают и из других областей, но реже.

СВОИХ ХВАТАЕТ!
Впрочем, откуда именно попадают в Соликамск заключенные, не так уж и важно. Главное, что «приезжих» в соликамских «зонах» по-прежнему хватает. Между тем, правоохранительные ведомства на уровне региона уже давно признали: «зачастую только что освободившиеся остаются в Пермском крае и совершают новые преступления».

— Что касается преступлений, которые совершаются на территории нашего города ранее судимыми гражданами, то, согласно статистическим данным, за шесть месяцев 2009 года эта цифра составила 15% от общего количества зарегистрированных преступлений, — комментирует Владимир Алексеевич. — Небольшим, в принципе, можно посчитать само количество иногородних бывших заключенных, оседающих в Соликамске. Другое дело, что такое «оседание» происходит каждый год. В итоге получается немалая цифра…

15% от общего количества зарегистрированных преступлений на территории города совершаются ранее судимыми гражданами.

Эта «немалая цифра» доставляет изрядную головную боль правоохранительным органам уже не краевого, а местного уровня:
— На сегодняшний день нас больше волнует другая проблема — как отслеживать, какое количество такого народа находится на территории города в данный момент времени, — говорит заместитель начальника милиции общественной безопасности Виктор Круглов. — Мы предлагали создать программу, по которой иногородних, освободившихся из мест лишения свободы, доставляли бы до пункта проживания или хотя бы за пределы нашего города. Однако эту инициативу не поддержали правозащитные организации: поскольку любой освободившийся заключенный — свободный гражданин Российской Федерации, такая «доставка на дом» была воспринята, как нарушение конституционных прав граждан.

В итоге у правоохранительных органов сегодня нет инструментов для полноценного контроля за вышедшими на свободу из мест лишения свободы (согласно действующему законодательству, мы контролируем только тех, кто освободился условно-досрочно), причем не только за «своими» (раз в один-два месяца мы получаем списки освободившихся, но не более того), но и за теми, кто едет из «зоны» в свой город транзитом через Соликамск, — если только они не попадаются на совершенном на территории города правонарушении или не оказываются в вытрезвителе, как правило, уже без средств, выданных на дорогу, и без справки об освобождении.

Что касается «участия» освободившихся из мест лишения свободы вообще и иногородних в частности в совершении преступлений, то этот процент невелик, по крайней мере, от числа раскрытых преступлений. А вот на правонарушениях этот контингент попадается часто…

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс