Шпаргалки forever!

В России продолжают подводить итоги Единого государственного экзамена. Сторонники новшества уверены: ЕГЭ – объективный оценщик знаний учащихся. Мол, задания в форме теста, да ещё и одинаковые для всей страны, как нельзя лучше покажут, чему научился школяр в альма-матер. Корреспонденты «ПН» собрали истории людей, непосредственно связанных с экзаменом. Это и ученики, и учителя. Мы спросили у них: как оно было? Имена этих людей изменены.

Василий, учащийся 11-го класса: "Когда писал экзамен по русскому языку, у меня не обошлось без происшествий. Когда все сдали бланки, в классе остались только два человека – я и ещё одна девочка. Организаторы объявили, что, мол, по правилам как раз двое учащихся должны засвидетельствовать, что все бланки убраны в пакеты, пакеты запечатаны и отправлены. Слава богу, одним из таких учащихся оказался я. Работы запечатали в конверт – и обнаружилось, что именно моя работа прилипла снаружи к этому конверту. Как, мол, так? – спрашиваю. Меня попросили задержаться, пока не приедет некая комиссия. Но через полтора часа этой комиссии так и не было. В конце концов меня отправили домой, убедив, что приедет-таки эта комиссия и мою работу запакуют без меня. Я ушёл – куда деваться? Мои результаты экзамена меня не устроили. Когда пришёл подавать апелляцию, сказали, что уже поздно: прошло три дня. Я пытался возразить: три дня прошли с пятницы по понедельник! Но безуспешно".

Оксана, учащаяся 9-го класса: "В этом году в форме ЕГЭ я сдавала русский и математику. Особенно «интересно» прошёл русский. Нам надо было написать изложение. По правилам нам должны были прочитать текст два раза. Читали же четыре, да притом так медленно, что мы успели всё записать. Экзамен «принимали» учителя нашей же школы. Конечно, всех учеников распределили по разным кабинетам. Однако наблюдателями были учителя, которые у нас не преподавали, но всех учеников хорошо знают! При мне люди списывали, приложив малейшие усилия к этому: те, кто находились в разных аудиториях, общались по «аське» (ICQ – программа для обмена сообщениями – ред.). А те, кому повезло оказаться в одном кабинете, слали друг другу записки. За ходом экзамена следили два человека, только о том, что на их глазах происходит нарушение процедуры проведения ЕГЭ, они напомнить «забывали»."

Дмитрий, учитель: "Вообще-то номер своего телефона и номер «аськи» давать ученикам не хочу. Но в этом году это пришлось сделать – когда одиннадцатиклассники пришли на последнюю консультацию перед ЕГЭ. «Если во время экзамена вам удастся незаметно задать мне вопрос, то я вам помогу. Только никому об этом ни слова!» – напутствовал я их.

На такую «крайнюю» меру я пошёл потому, что ребят увезли сдавать экзамен в другую школу, причём из учителей туда пускали только классных руководителей. Предметников – ни в коем случае! Осталась последняя надежда «спасти утопающих» – вдруг «дитю» удастся прошмыгнуть в туалет с «трубкой»! Но прятать мобильники ребятам, видимо, не пришлось. Вопросы от учеников посыпались один за другим прямо с первых минут ЕГЭ. Одна девочка умудрялась не только задать вопрос, но и «настучать» варианты ответа. В итоге моя комната на три часа превратилась в настоящий call-центр: «стучу» ответы в «аське», пишу SMS и отвечаю на звонки. Только и думаю: «Вот бы деньги не кончились на телефоне и Интернет не отрубили».

Я не считаю, что оказал ребятам медвежью услугу. Получилось так, что кто лучше готовился к экзамену, тот лучше его и сдал: умудрялся задать мне вопрос короче, а значит, получить ответ быстрее. И почему было не помочь?"

«ШПАРГАЛКА XXI ВЕКА»
Те, кто проверяли бланки с ответами, рассказывают, что поначалу удивлялись тому, что во многих работах повторялась одна и та же фраза. Всё стало понятно, когда экзаменаторы зашли в Интернет и нашли это выражение в энциклопедии «Википедия».

По мнению руководителя Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Галины Гутник, «мобильник – это шпаргалка XXI века», а шпаргалки, мол, были всегда. Конечно, были, только где тут объективность?

А СУДЬИ КТО?
Споткнуться о подводные камни ЕГЭ могли и экзаменаторы. Ответы ЕГЭ в части «С» (здесь надо писать развёрнутые ответы) проверяет комиссия, в которую входят преподаватели вузов и учителя. Заместитель декана исторического факультета Пермского государственного педагогического университета Виталий Ковин, один из членов комиссий по истории и обществознанию, столкнулся со многими проблемами: «Это, например, технические сложности. Бывает, трудно разобрать почерк ученика. Есть работы, которые крайне трудно, а порой и невозможно читать! Как следствие, это сказывается на качестве проверки – велика вероятность пропустить ключевые слова».

Бывает и такое, отмечает Ковин, что у экзаменатора «замыливается» глаз: на проверку бланков по истории отводится всего один день, по обществознанию – два дня.

Кроме того, продолжает заместитель декана, ответы учеников часто не соотвествуют критериям, которые предлагают нам разработчики тестов. Просто потому, что разработчики руководствуются теорией, а ребята – жизненным опытом: «Бывают эксперты, которые строго придерживаются этих критериев, невзирая на высокую степень творчества выпускника. А есть те, которые пытаются грамотно соотнести ответы с критериями».
Получается, от человеческого фактора не уйдёшь?

«ВСЁ РАВНО НЕ УСПЕЕШЬ НАПИСАТЬ ОТВЕТ!»
Как рассказал корреспонденту «ПН» Виталий Ковин, были случаи, когда детям на экзамене не давали дополнительные листы, чтобы написать ответы на часть «С» (а на это, в отличие от мобильников, ребята имели полное право!): «Говорили, что, мол, всё равно не успеешь их заполнить!»

Имеют учащиеся право и подать апелляцию. На сегодня в Государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования Пермского края подано пятьсот апелляций. Удовлетворено из них в десять раз меньше. Причём, отмечает Ковин, оспаривают результаты экзамена только «отличники» – те, кто претендовали на самые высокие баллы. Где гарантия, что остальные работы проверены правильно?

И где гарантия объективной оценки знаний, если на экзамене можно списывать, а в проверку работ то и дело вмешивается человеческий фактор?

«ДЕТСКИЕ» ШАЛОСТИ
В этом году в одной из школ Индустриального района Перми сотрудники правоохранительных органов задержали человека, который сдавал экзамены за выпускника. «Человек, являющийся студентом негосударственного вуза Перми, приходил сдавать ЕГЭ за учащегося вечерней школы по подложному паспорту», – комментирует начальник отдела контроля качества образования региональной Государственной инспекции Светлана Скорогонова.

Об этом деле сотрудники инспекции знали заранее. Взаимодействуя с ОБЭП (отделом по борьбе с экономическими преступлениями), они провели служебное расследование, в ходе которого было выявлено, что данная личность появлялась на экзамене по русскому языку 29 мая и по математике 4 июня. После второго его и задержали — прямо на выходе из пункта проведения экзамена. Результаты ЕГЭ Государственная инспекция аннулировала.

ЯЗЫКОМ ЦИФР
В 2009 году выпускники сдавали экзамены по одиннадцати предметам. Впервые экзамены в форме ЕГЭ проводились по литературе, информатике и обществознанию. Не преодолели минимального порога баллов по русскому языку 4% пермяков (и 6% всех россиян), по математике – 5% (7%). Одиннадцатиклассники, «завалившие» хотя бы один из этих предметов, вместо аттестата получили справку о том, что прослушали курс школьной программы. Поступить в вуз в этом году они не смогут.

Текст: Михаил Данилович, Вероника Килина, Максим Ишматов , «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс