ЕГЭ в реальном масштабе

Победы и уроки первых «настоящих» госэкзаменов в школах Верхнекамья.

Знаете, сколько двоек получили выпускники школ Верхнекамья на ЕГЭ в нынешнем году? Правильный ответ – ни одной. Вы уже обрадовались? Рано. Все дело в особенностях оценивания результатов единых государственных экзаменов. Газета «Верхнекамье» взялась разобраться в этих сложностях, выяснить для вас, уважаемые читатели, насколько благополучным оказался ЕГЭ-2009 в северных территориях Пермского края.

Споры вокруг единых государственных экзаменов все еще не утихают, однако эксперимент по их введению, длившийся семь лет, закончен. С этого года итоговая аттестация выпускников школ в форме ЕГЭ приобрела статус закона, обязательного для всех школ России. Нынешние одиннадцатиклассники не только все поголовно сдавали ЕГЭ по математике и русскому языку, но и сдавали его уже в «штатном режиме», без льготных условий эксперимента. Теперь все по-взрослому.

А это означает: получил «двойку» по обязательным предметам – русскому языку и математике – не видать тебе аттестата о среднем образовании. Выйдешь из школы со справкой, что «прослушал 11-летний курс общеобразовательной средней школы». Правда, «двоек» и вообще никаких отметок за ЕГЭ не ставят. По каждому предмету определен некий «порог», минимальное количество баллов из ста максимальных. Если твой результат больше этого минимума – экзамен считается сданным. Если же нет…

УЧИЛИ-УЧИЛИ, ДА НЕ НАУЧИЛИ…
Пожалуй, это один из самых больных моментов независимой аттестации – судьба выпускников, оставшихся без аттестата зрелости. В Верхнекамье, по итогам ЕГЭ-2009, таких бедолаг оказалось больше двадцати. В том числе в Березниках, самом крупном городе субрегиона – 5 человек, в Чердынском районе –6, в Александровском районе – 8. Впрочем, по России результаты еще неутешительнее. По информации руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Любови Глебовой, по итогам ЕГЭ-2009 больше 20 тысяч российских одиннадцатиклассников не подтвердили свое право на аттестат зрелости (2,2 процента выпускников). Это почти вдвое больше, чем в среднем по Верхнекамью.

ЧТО С НИМИ БУДЕТ?
– Для них реально получение аттестата в следующем году, – говорит Наталья Зверева, заместитель председателя комитета по вопросам образования администрации города Березники. – К началу следующего учебного года они могут заявиться на обучение в форме экстерната в свою школу или вечерне-сменную школу, подготовиться и сдать ЕГЭ в следующем году. Есть и другой путь – поступить в учреждение системы профессионального образования (училище, техникум, колледж на базе 9 классов), и там им предоставят возможность пройти ускоренный курс обучения по общеобразовательных предметам.

Оставшиеся без аттестата послужат хорошим уроком не только для тех, кто сейчас учится или только собирается идти в десятый класс, но и для учителей, не обеспечивших, говоря бюрократическим языком, стандарт образования. О том, что учить детей без «двоек» возможно, говорит опыт Соликамска. В этом году там получили аттестаты все 386 выпускников городских школ.

МАТЕМАТИКУ ЗНАЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ РУССКИЙ
Окончательные итоги ЕГЭ-2009 еще не подведены. С 7 июля единый госэкзамен начали сдавать выпускники прошлых лет и те, кто не смог сдать экзамены по уважительным причинам в основные сроки. Но вряд ли их результаты сильно изменят общую картину, так что можно уже сделать выводы.

То обстоятельство, что Пермский край несколько лет участвовал в эксперименте по ЕГЭ, принесло свои плоды. У большинства территорий результаты лучше среднероссийских показателей, а самой процедуре экзаменов не было ни замечаний, ни апелляций. И практически у всех районов средние баллы за экзамены выше по сравнению со своими же собственными прошлогодними.

Если учесть, что величина среднероссийского балла по русскому языку – 56,4, а по математике – 42,9, то видно, что уровень преподавания в школах Березников, Соликамска и Соликамского района выше среднероссийского. А вот остальным есть о чем серьезно задуматься…

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ГОРДОСТИ ЕСТЬ!
Кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике, проводились ЕГЭ еще по восьми предметам, один или несколько из которых выпускники могли сдавать по желанию. Большинство выбирали обществознание (почти половина выпускников), физику, химию, биологию, историю, реже – литературу, географию, информатику, английский и немецкий языки; но ни один из предметов не был обойден вниманием выпускников, в каждом районе состоялись экзамены по всем 11 предметам ЕГЭ (кроме французского языка). И даже выпускники сельских школ показывали иногда прекрасные результаты. Например, ЕГЭ по биологии Ольги Агишевой из села Родники Соликамского района оценили в 84 балла; подтвердили высокими 80 баллами свои медали две выпускницы школы поселка Орел (Усольский район). Вообще, больше тридцати ребят в Верхнекамье набрали очень высокие (больше 80-ти) баллы за ЕГЭ. А выпускница соликамской городской гимназии № 2 Татьяна Коновалова показала просто феноменальный результат: дважды набрала наивысшие 100 баллов, за ЕГЭ по русскому языку и литературе. Кроме нее, в Верхнекамье в этом году еще четыре «стобалльника»: выпускница соликамской школы № 2 Инна Савченко (литература), выпускники березниковской школы № 3 Александр Шафер (математика), Вера Докшина и Сергей Матлин (физика).

Текст: Галина Гусева, газета "Верхнекамье"
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс