ЕГЭ – экзамен для родителей

Больше двух часов «детский омбудсмен» Павел Миков, придя в редакцию «ПН», отвечал на вопросы журналистов и звонки читателей. Интерес к мнению уполномоченного по правам ребёнка по Пермскому краю был столь велик, что пришлось разбить материал на два номера. Сегодня мы публикуем окончание состоявшегося разговора. Итак…

– Павел Владимирович, вы провели целую кампанию против поборов в школах. Справились с бедой?
– На городском родительском собрании родители мне задали неожиданный вопрос: вы боретесь с поборами, а научите нас лучше, как можно законно давать деньги школе. Это неприятно удивило. Но в целом родители стали более грамотны и принципиальны. Это радует. Как мне кажется, сегодня «остроту проблемы» мы сняли. Конечно, всплывают периодически факты, когда с родителей продолжают требовать деньги на нужды, которые уже оплачены из муниципального или краевого бюджета, но с прежним валом их не сравнить.

– Как поступили с «провинившимися»?
– В отношении одиннадцати руководителей образовательных учреждений города Перми приняты меры дисциплинарного характера: им объявили либо замечания, либо выговоры).

– А в 15-й школе?
– Там всё непросто. С точки зрения «формально-юридической» получается, что все деньги, которые родители сдавали в некоммерческое партнёрство – в «попечительский совет», прошли «чистыми», потому что подкреплялись соответствующими заявлениями о добровольных пожертвованиях. Но реалии показывают: когда 90 процентов родителей входят в попечительский совет и сдают деньги, тут говорить о добровольности пожертвований не стоит.

– Случались ли лично у вас с сыном-подростком ситуации в школе, когда вы не знали, как поступить и разрешить конфликт?
– Хотя бы раз в неделю приходится разбирать разные ситуации, которые возникают у сына в школе. Как правило, это взаимоотношения со сверстниками. Что вы хотите: шестой класс, возраст сложный, подростковый, и есть желание утвердиться в коллективе. К счастью, конфликтов между учителем и ребёнком пока не возникало.

– Но у других они случаются. Поэтому и начали создавать комиссии примирения. Насколько хорошо они себя зарекомендовали?
– Службы примирения в школах нашего края начали создаваться в 1997 году. Это был краевой проект в рамках программы «Семья и дети Пермского края». Сейчас создано 440 таких школьных служб – это на 964 образовательных учреждения в крае. Говорить об эффективности служб пока рано. Где-то они действуют реально, кое-где просто формально их создали, чтобы «отчитаться». Многие случаи – 70 процентов конфликтов – разрешаются на уровне школы, причём достаточно успешно, с примирением сторон. Но требуется тренинг – обучение самих «примирителей».

– Была идея включать в такие комиссии родителей…
– Как правило, служба состоит из пяти человек: два взрослых – социальный педагог и психолог, и три ребёнка-старшеклассника. Да, хотели включать родителей, но опыт показал: примирение требуется «здесь и сейчас», а родителей нужно приглашать в школу, ждать, когда они смогут прийти…

– А школьники могут самостоятельно создать такую службу?
– Да, могут. Если старшеклассники на своём собрании примут такое решение, то должны обратиться к администрации школы, затем принимается специальное положение. И создаётся служба.

– Хотелось бы узнать: как дела с ЕГЭ? Вы как-то сетовали, что выпускники вечерней школы оказались в тупиковой ситуации: раньше им не ставили двоек, а теперь молодые рискуют не получить аттестат. Сейчас что-то изменилось?
– Ничего не изменилось. «Вечерники» также должны будут сдавать итоговую аттестацию в форме Единого государственного экзамена. Опасность тут в том, что учащиеся вечерних школ, как правило, имеют пробелы в знаниях, и у них выше вероятность получения неудовлетворительной оценки. Хотя когда я встречался с некоторыми директорами школ, они были недовольны моим заявлением и обещали, что «массового провала» не произойдёт. Посмотрим…

– А может, вообще отменить ЕГЭ?
– Давайте дождёмся решения Верховного суда, в который, если вы помните, обратилась группа родителей «о правомерности Единого государственного экзамена как формы итоговой государственной аттестации». Я думаю, суд всё расставит по своим местам. Но мне кажется, мы должны сохранить эту форму, потому что она даёт шанс нашим детям с 2010 года поступать в вузы Европы. В 2001 году Россия, присоединяясь к Болонскому процессу, взяла на себя обязательство перестроить нашу систему аттестации. Только таким образом Европа будет признавать наш аттестат о среднем образовании.

– Даже те, кто не против таких экзаменов, недовольны различными «шероховатостями» при их проведении…
– Да, проблемы могут возникнуть в организации самой процедуры сдачи ЕГЭ. Летом прошлого года было обращение: учительница повела мальчика в туалет и там смотрела, чтобы он не списывал. Такие перегибы можно устранить, если при сдаче ЕГЭ будут присутствовать общественные наблюдатели. Ими могут стать и родители, но для этого нужно было заранее подать заявку; увы, «массовой активности» и в этот год не наблюдалось. Сейчас подавать заявки уже поздно. И еще хочу предупредить родителей: в Интернете часто за день до экзамена появляются так называемые правильные ответы. Этих «правильных ответов» быть не может. Да и вариант, который попадется ребёнку, неизвестен. В Интернете действуют мошенники, которые, как правило, на этом хорошо зарабатывают.

– Некоторые родители жалуются на то, что их детей заставляют записываться в летние пришкольные лагеря…
– …А после этого чиновники от образования рапортуют об успешно проведённой летней кампании. Но я бы назвал это кампанейщиной. «Оздоровляться» должны только дети из семей, которые находятся в социально опасном положении. Родители других школьников вправе сами позаботиться об отдыхе своих чад. Для этого надо написать заявление на имя директора, в котором гарантировать, что ребёнок будет оздоровлен.

– Поступают ли жалобы по поводу компенсаций за непосещение детских садов?
– Нередко приходится консультировать людей из-за недостаточной информированности. Выявилась и «своеобразная юридическая ловушка». Например, к нам обратилась семья, которая зарегистрирована по месту жительства в Еловском, а проживает в Пермском районе. Родители пришли в управление образования Пермского района для того, чтобы эту компенсацию получать. Их отправили в Еловский район. Приехали в Еловский – им и там отказали. Сейчас по моему ходатайству министерство образования подготовило изменения в постановление правительства «О порядке предоставления компенсационных выплат», этот «правовой пробел» пообещали устранить.

– Павел Владимирович, чтобы подытожить: какие проблемы остаются у нас наиболее острыми, с какими «бедами» к вам обращаются чаше всего?
– По своеобразному «рейтингу обращений» за прошлый год на первое место (33 процента) выходят проблемы образования. Они касаются реорганизации учебных заведений, соблюдения прав ребёнка. Это также проблемы, связанные с поборами, с которыми мы в прошлом году активно разбирались, но, к сожалению, не во всех образовательных учреждениях этот вопрос «закрыли». Это и вопросы, связанные с психологическим и даже физическим насилием в отношении детей. Но вообще-то в том, что касается защиты прав ребёнка, не может быть «неострых» проблем – все они требуют вмешательства и самых активных действий.

Текст: Светлана Худенькихю, Михаил Данилович, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс