Производители автомобилей ищут второе дно

"Будем надеяться, что это то самое дно, о котором все говорят"

Падение в первом квартале текущего года на 86 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года продаж автомобилей в Березниках – ещё не предел. Продолжает падать российский автомобильный рынок в целом. В прошлом месяце в России было продано 119,4 тыс. автомобилей российских и зарубежных брендов, что на 12,05% меньше, чем в апреле, и уже на 58% ниже, чем год назад. Участники рынка надеются, что дно уже достигнуто, однако оснований для возобновления роста продаж пока не видно.

Последний месяц весны так и не принес российскому автомобильному рынку желаемой стабилизации. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь-май 2009 года продажи автомобилей в России снизились на 47%, до 645 тыс. штук, причем в мае падение (продано 119,4 тыс.) по отношению к прошлому году составляет уже 58%. «Есть некоторые признаки того, что падение рынка начинает замедляться, однако в отдельных сегментах ситуация все еще значительно варьируется», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Пока только шести брендам по итогам первых пяти месяцев года удается показывать результаты лучше прошлогодних: Volkswagen (18,2 тыс., +17%), Citroen (5,8 тыс., +41%), Infiniti (2,8 тыс., +4%), Cadillac (823, +9%), Hummer (614, +87) и Seat (510, +11%). При этом Volkswagen даже вытеснил из десятки самых продаваемых брендов Mazda, которая показала падение продаж на 44%, до 17,3 тыс. штук.

Эксперты и участники рынка ожидали стабилизации ситуации во втором квартале, но их надеждам, похоже, уже не суждено сбыться. Если зимой и в начале весны продажи в целом росли (хоть и на несколько сотен машин в месяц), то в мае они провалились на 12,05% по отношению к предыдущему месяцу. В докризисные годы в мае регулярно отмечался всплеск спроса.

Российские бренды также показывают снижение продаж. Но АвтоВАЗу удается показывать результаты лучше рынка: по итогам января-мая этого года завод продал 151 тыс. машин, что на 45% ниже показателя января-мая 2008 года, а в мае реализовал 28,16 тыс. машин (-54%). При этом продажи Priora и Kalina лишь на 10 и 33% соответственно ниже прошлогодних. Тогда как у группы ГАЗ падение продаж по итогам пяти месяцев уже 61% (22,8 тыс.), а Sollers падает вместе с рынком (19,7 тыс. за пять месяцев).

Как отмечает вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян, правительственная программа поддержки до сих пор не смогла остановить падение продаж и изменить тренд к лучшему. Соглашается с ним президент и управляющий директор Ford в России Найджел Брэкенбери, считая эффект от господдержки недостаточным. По данным Минпромторга, к концу мая было выдано лишь немногим более 8,87 тыс. льготных автокредитов. В АЕБ считают, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства и как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тыс. до 600 тыс. руб., допустив большее количество банков к участию в программе.

Но председатель совета директоров дилерской компании Genser Игорь Пономарев считает, что без увеличения выделяемых на господдержку средств эти меры не дадут эффекта. И даже несмотря на стартовавшие весной многочисленные кредитные программы самих автопроизводителей, банки остаются осторожными, удовлетворяя лишь небольшое число заявок, в результате процент продаж в кредит невелик.

В Березниках, напомним, ситуация тоже весьма удручающая. По итогам первого квартала 2009 года продажи упали на 86 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это наихудший результат в Пермском крае (в самой Перми снижение составило -64 %). Отдельные наблюдатели связывают такое «лидерство» с поэтапным закрытием двух местных автосалонов – «Машинного двора» и «Ford». Другие - с падением жизненного уровня березниковцев. Впрочем, одно не противоречит другому. По некоторым сведениям, собственники обсуждают вероятность закрытия салона «Экс-Лада». Чего искренне не хотелось бы, но появление подобных слухов удивления не вызывает.

Судя по всему российский автомобильный рынок, уже практически достиг дна. Однако «будем надеяться, что это то самое дно, о котором все говорят, — говорит Игорь Пономарев. — Сейчас почти закончились автомобили 2008 года выпуска, но для дорогих машин этого года производители пока не предложили интересных маркетинговых программ». При этом его настораживает то, что в мае падение продаж хуже рынка показали такие бренды первой десятки, как Ford, Hyundai, Toyota. «Это скорее те или иные маркетинговые просчеты», — говорит Игорь Пономарев.

Текст: Антон Пятница
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


автомобили