Как режут священное и неприкосновенное

О том, что частная собственность – «священная и неприкосновенная корова», говорят все высокие чины. Совсем недавно об этом вновь сказал Дмитрий Медведев, а до этого многократно – Владимир Путин. Вот только нашим чиновникам (мелким – в особенности), видимо, глубоко плевать и на слова президента, и на то, что мы с вами имеем право на эту самую «собственность». В результате такого «наплевательства» под нож бульдозера пошли… частные сады-огороды, стоящие на приватизированной земле.

Представьте себе ситуацию: вы десятки лет ухаживаете за небольшим клочком земли, построили на нём маленький домик для отдыха, вырастили яблони-вишни, поставили парник, вам даже удалось его приватизировать (весьма непростое дело – получить в собственность землю, расположенную в черте города!). Но однажды, придя на любимую «фазенду», вместо домика и посадок вы видите ровную площадку, засыпанную метровым слоем глины. В Перми людей, испытавших подобный шок, с недавних пор много – несколько сотен: те, чьих участков коснулось строительство «губернаторской трассы» Стахановская – Чкалова – Старцева – Ива.

«ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ» СНОС
Вячеслав Васильевич Якимов представляет интересы жены – владелицы участка №41 в саду «Кооператор», что расположен в логу между микрорайонами Городские Горки и Архиерейка:

«Мы столкнулись с тем, что дорога Старцева – Ива пройдёт в аккурат по нашим участкам. На общем собрании кооператива были разработаны требования, на которых мы освободим свою территорию. Условия были простыми: сохранить до момента сноса периметр сада, решить вопрос об объективной оценке собственности, и лишь после того как все вопросы будут документально оформлены, мы освобождаем участки. Всё это мы оформили и отправили в управление Пермавтодора. Позже дорожные чиновники обратились к нам с просьбой «точечно зайти в сады – установить опоры путепровода». Мы решили пойти навстречу – под это дело попадали несколько участков, вопрос о которых пообещали решить в первую очередь».

На этом и закончился «цивилизованный диалог» между краевым управлением автодорог и населением. В результате «точечных работ», начатых в конце прошлого года, строители разрушили четвёртую часть ограждения (обеспечив доступ к садам и себе, и ворью, давно облюбовавшему дачные участки). Вслед за строителями и ворами на участки пришли оценщики. Когда садоводы получили результаты оценки, общее собрание пришлось созывать вновь: подавляющее большинство было не согласно с выводами агентства.

РАЗНИЦА – В 20 РАЗ
И тут началось. На людей начали корректно «давить», вынуждая согласиться с той суммой компенсаций за строения-посадки и стоимостью земли, которую предложило нанятое властью агентство.

«В Пермавтодоре предложили: согласиться с их условиями, мол, в этом случае людям завтра же начнут перечислять деньги, – продолжает рассказ Вячеслав Якимов. – Большинство из участников нашего кооператива – пожилые люди. И у них не выдержали нервы: до этого с ними беседовали, убеждали, по нескольку раз звонили, делали всё, чтобы те подписали оценочные документы».

Сам Вячеслав Васильевич рук не опускает. Хотя и ему звонили, спрашивали: «Какой у вас номер счёта?» Предлагали провести перевод денег за землю, несмотря на то что никаких бумаг Якимовы не подписывали. И это уже странно. В Земельном кодексе чётко прописана вся процедура: решение правительства об изъятии земель – письменное оповещение каждого собственника о данном решении – фиксация процедуры в Регистрационной палате, после чего наступает момент оценки, когда собственник теряет право как-либо повышать стоимость участка: возводить строения, посадки, вести коммуникации и т. д. И лишь пройдя все эти шаги, стороны могут приступить к процессу передачи права собственности на землю, договорившись, естественно, о цене.

Не договорились. Да и необходимые процедуры соблюдены не были.

«Мы были в двух организациях, которые сделали независимую оценку земель, – продолжает садовод. – Оба раза мы получали разные суммы, но всегда – превышающие те, что дали оценщики, пришедшие по заказу чиновников».

Стоимость, которую назвало аффилированное агентство, отличается от цифры, которую дали независимые оценщики, примерно в два раза. Хотя в соседних кооперативах разница достигала и двух десятков раз.

НЕТ ИМУЩЕСТВА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ?
До того как в «Кооператор» пришли строители мостоотряда (подрядчика – авт.), у семьи Якимовых на участке стоял небольшой домик, теплицы, росли фруктовые деревья. «Теперь на моём участке ведутся работы, на которые подрядчик не имеет никакого права. И в похожей ситуации оказались десятки людей, как из нашего, так и из соседних садов, – говорит Вячеслав Якимов. – Дом с мебелью и летним водопроводом, стройматериалы, посадки, парники – всё пошло под бульдозеры. Когда 19 мая я пришёл в сад, то на месте своего участка нашёл лишь ровную площадку, засыпанную метровым слоем глины! И меня даже не известили о том, что будут сносить!»

«УВИДИМСЯ В СУДЕ»
Прораб, руководивший работами, с Якимовым говорить отказался, сославшись на то, что у него-де есть начальник. Неведомый начальник «отфутболил» Вячеслава Васильевича к своему руководителю и так далее. Даже участковый, по словам Якимова, вначале отказался выехать на место и зафиксировать факт сноса. Только после обращения в УВД Свердловского района факт сноса был зафиксирован, но в возбуждении уголовного дела было отказано. Тем не менее недавно по просьбе Якимовых был составлен ещё один акт – сотрудниками Роснедвижимости (их офис расположен по адресу: ул. Коммунистическая, 51), который гласит, что на участке без санкции владельца ведутся строительные работы. Затем была вторая комиссия, которая также зафиксировала факт нарушения права частной собственности. В Пермавтодоре своевременно решили «перевести стрелки» на подрядчика, мол, это всё Пермдорстрой (генподрядчик – авт.) виноват, мы лишь ему указания давали, и сроки ставили, и вопросы с собственниками они должны были решить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Подводя промежуточный итог, необходимо отметить, что история Якимовых – лишь одна из сотен, происходящих сейчас на обочине новой трассы. В действительности есть люди, которые пытаются не просто возместить потерю земли, в которую вложены десятилетия труда, но и нажиться на масштабном госзаказе – заранее скупив у дачников их фазенды, они и входят в число тех, кто требует с государства баснословные суммы. Но, в любом случае, факт возникновения этих конфликтов лишь в очередной раз указывает на то, что чиновники не в состоянии качественно работать и планировать. Ведь проект этой дороги появился не вчера и даже не год назад, и у тех, кто был обязан всё это предвидеть, было достаточно времени для того, чтобы заранее (и полюбовно) решить все возможные вопросы. Но…

В ближайшее время по данному вопросу уже состоятся первые судебные заседания – по факту нарушения подрядчиком статей Земельного кодекса.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Заместитель руководителя краевого дорожного агентства («Пермавтодор») Максим Заварзин: «Учитывая значимость объекта, подрядчики и заказчики просто вынуждены начинать подготовку земельных участков параллельно с очень длительной процедурой получения разрешения на строительство. При этом в каждой инстанции согласование документов происходит, как правило, с нарушением сроков. С другой стороны, хотя и большинство собственников земельных участков с пониманием относятся к ситуации и дают согласие на выкуп участков по рыночным ценам, есть и отдельные владельцы (а также перекупщики земли), которые злоупотребляют правами и выдвигают требования по ценам в разы превышающим рыночную стоимость участков. При этом их не смущает, что их обогащение происходит за счёт денег налогоплательщиков, которые могли бы быть направлены на благое дело. В этой ситуации заказчик строительства, ограниченный бюджетом, тем не менее, продолжает искать возможность компромисса».


«Пермские новости»
Фото: автора
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс