Неземная любовь десантника Долганова

У майора воздушно-десантных войск Александра Долганова в годы Великой Отечественной войны было четыре подруги. А свою настоящую первую любовь он встретил вскоре после Победы, но по бесшабашности, свойственной молодости, потерял ее на долгие годы. И лишь недавно, подобно героям телепрограммы «Жди меня», они встретились, чтобы вместе прожить остаток жизни.

НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ
В день нашей встречи мы решили поговорить с фронтовиком Александром Спиридоповичем не о боях-пожарищах, а только о любви. Все еще видный, голубоглазый, энергичный 85-летний мужчина охотно открыл домашний альбом. С военной поры там сохранилась единственная фотография, где ему 19-лет. Она сделана в 1943 году во время его учебы на курсах младших лейтенантов Степного фронта в Воронежской области.

В фотосалон он пришел вместе со студенткой педучилища Галей, с которой они встречались, когда его отправляли па фронт, Галя бежала за эшелоном со словами: «Саша, пиши!» Какое-то время они переписывались. Война редко сводила людей надолго, но не могла погасить человеческое желание тепла и участия.

В 44-м году с сильным ранением головы, шеи, ног, полученными при форсировании Днепра, где из 5-ти тысяч бойцов в живых остались около 600, Александр Долганов был доставлен в Харьковский госпиталь. Там он познакомился с десятиклассницей Верой, которая приходила проведывать раненых от шефствующей школы. Позже они гуляли по улицам города, целовались, но через несколько месяцев дорога снова пролегла на фронт.

В Винницкой области Александра, заболевшего малярией, сняли с поезда. В селе Тимор, в доме, куда его поселили, вновь вспыхнула влюбленность, на этот раз к хозяйской дочери Наде. «Саша, я тэбэ кохаю» было вышито на платочке, который Надя позже прислала в его родительский дом.

В конце войны но время учебы и батальоне усовершенствования офицерского состава Александр подружился с одесситкой, студенткой гидро-метеорологического института Нелли. Стал бывать у них дома и понравился родителям. Они предлагали ему остаться в Одессе, поступить в институт, но он, демобилизовавшись, решил уехать на родину. Он помнит имена и фамилии всех избранниц военной поры, подробности и даты встреч, если бы не женская красота и любовь, как пережить такую страшную войну. Он до сих пор старается забыть о тяжелых событиях той поры, но память вонзает в сердце, как острый нож, обрывки воспоминаний. Вот недавно подарили Александру Спиридоновичу тельняшку, а ему вдруг вспомнилось, как перед забросом в тыл им, десантникам, выдали новенькие тельняшки, как в этих новеньких тельняшках трое десантников висели на виселице, а всюду немцы, и не было возможности похоронить боевых товарищей. От этого до сих пор щемит душу.

«Я ЧАСТО ВСПОМИНАЛА О ТЕБЕ»
В 1946-м году на Урале свирепствовал сыпной тиф. Помощник эпидемиолога Анфиса Снигирева приехала из Перми в деревню Осиновка Уинского района для ликвидации тифа. В правлении колхоза «Труженик», где Александр Долганов работал бухгалтером, они встретились в первый раз и поняли — это любовь. Анфиса жила в доме Александра, но он не позволял никаких вольностей. Вместе они ездили в Верещагинский район к ее родным, но посвататься он не решился, казалось, впереди еще целая жизнь.

Командировка Анфисы в Коми-округ обернулась для влюбленных долгой разлукой. Александр Спиридонович вспоминает, как с ума сходил, когда получил письмо, что она выходит замуж. А она долго хранила его фотографию и воспоминания об их любви.

— На всю жизнь запомнила, как он везет меня в санях холодной зимой в другой населенный пункт и поет «А вчера у старого овина повстречалась с парнем я нездешним», — подключается к разговору улыбчивая Анфиса Михайловна, взгляд которой светится каким-то девичьим задором.

Шесть десятков лет они провели вдали друг от друга. Оба овдовели (она один раз, он — три). Долгие годы Александр Спиридонович работал бухгалтером в колхозе «Труженик» Уинского района. Анфиса
Михайловна — санитарным фельдшером и депутатом Зюкайского поселкового совета, вырастила троих дочерей.

Их свел случай. Год назад она прочла в газете «Звезда» публикацию о фронтовике Долганове. «Неужели это Саша?», — мелькнула мысль. Деятельная Анфиса Михайловна написала письмо в березниковскую городскую администрацию, с просьбой доставить до адресата ее послание, вложенное в конверт. Через городской Совет ветеранов Александр Спиридонович, который не так давно переехал в наш город, неожиданно получил весточку из прошлого. «Во-первых, прошу извинение за беспокойство, — писала Анфиса Михайловна, – и разреши мне называть тебя просто Саша, как когда-то в Уинске». Это пишет, быть может, ты помнишь, Снигирева Фиса. Я вспоминала о тебе...»

— У меня потекли слезы, — рассказывает Александр Долганов, — решил, надо встретиться. Это произошло в Пермском госпитале, куда ее привез внук. Встретились у меня в палате, я подарил ей розы. А 24 февраля 2009 года, в день моего 85-летия, мы поженились. У нас исключительные отношения, общие интересы, взгляды на жизнь. Мы настолько раньше были впечатлены друг другом, что встретились, как муж и жена.

И еще Александр Спиридонович добавил, что с остальными женщинами в своей жизни столько не целовался, сколько сейчас со своей 83-лстней женой. После восмидесяти жизнь только начинается.

Текст: Юлия Пальникова, «Березники Вечерние» (г. Березники, Пермский край)

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


война