Дед Мазай и зайцы в шоколаде

Текст: 
Ян Арт

Бедственное положение российского банковского сектора стало в последние месяцы притчей во языцех. Настолько растиражированной, что поневоле возникает вопрос: а был ли мальчик?

Три принципиальных составляющих экономического кризиса сегодня известны едва ли не каждому школьнику. Российскому производству нужна поддержка. Население терпит бедствие, теряя зарплаты и саму работу. Российский бюджет изрядно поджимается по части доходов. И во всех трех случаях банки – одно из ключевых звеньев образовавшихся цепочек проблем.

И НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ?
Недавно президент России Дмитрий Медведев дебютировал в качестве телеведущего. Он заявил, что намерен отныне регулярно анализировать ситуацию в стране и рассказывать об антикризисных мерах в эфире ведущих российских телекомпаний». И добавил, что сейчас как никогда «очень важно говорить правду».

В первом своем телевыступлении г-н Медведев высказался в том смысле, что кризис – это большая проблема, но отнюдь не конец света, и российским властям вполне по силам с ней справится, помогая российской экономике смикшировать удар.

Помогают, правда, не все, по крайней мере – вовремя. На прошлой неделе Госдума призналась, что принятие постановления, которое должно было дать правительству целый ряд антикризисных инструментов в финансовой сфере, затягивается. Впрочем, если суровость российских законов искупается необязательностью их исполнения, то их отсутствие сполна искупается возможностью действовать и без них. «Правительство хорошо работает: мы не успели еще назвать (антикризисные меры) – уже выполнило», - с подкупающей искренностью высказался по этому поводу председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

Министр финансов в эти же дни по традиции оптимистичен. Как заявил Алексей Кудрин, проблема кредитования российской экономики будет преодолена в основном в ближайшие месяц-два, а объем кредитов в 2009 году будет больше, чем в прошлом. Тут одно из двух. Либо основным кризисным проблем, действительно, осталось жить от силы пару месяцев, либо на министра финансов президентская установка «говорить правду» не распространяется (работа такая).

Магистральный путь кредитования властями экономики один – через банки.

ПРЕМЬЕР И БАНКИ
Начиная с октября правительство начало регулярно закидывать в российские банки порции казенных рублей с четко обозначенной целью – довести эти деньги до производственников. В общей сложности в банкинг было влито без малого триллион. В этом году, по заявлению того же Кудрина, объем госпомощи банкам составит 950 млрд. рублей. Но тут с осени возникает одна и та же закавыка. Примерно как у двоечника с классической задачкой про бассейн и две трубы. По одной трубе в бассейн российского банкинга казенные деньги втекают, а по другой ни черта не вытекают. Где-то остаются внутри. По этому поводу уже несколько раз весьма грозно высказался премьер-министр России Владимир Путин, после чего вытекать стало несколько больше, но не все.«В сегодняшней ситуации банкиры правдами и неправдами стараются задержать деньги на своих счетах, - констатирует независимый финансовый аналитик Кирилл Шмалев. – И, видимо, даже «сто первое китайское предупреждение» премьера не способно полностью решить проблему. Страх перед кризисом сильнее».

Неделю назад премьер от кнута перешел к прянику и подписал два правительственных постановления о предоставлении госгарантий по кредитам, которые получают предприятия оборонно-промышленного комплекса и компании, которым посчастливилось войти в пресловутый «список поддержки». Возможно, это сдвинет дело с мертвой точки, хотя пока, разумеется, судить рано.

Банкиры свое «несознательное поведение» объясняют одним – своей крайней нуждой и желанием создать так называемые «подушки безопасности», сиречь – заначки на «случай чего». А так как благодаря стараниями самих финансистов и масс-медиа отовсюду только и слышится о проблемах банкинга, это объяснение кажется хоть и неправедным, но логичным. Банковская система в результате кризиса пострадала больше всех – это воспринимается уже как аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. Но так ли это?

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Проблема, понятное дело, вроде бы очевидная - денег нет. Мол, дефицит ликвидности, собственных капиталов не хватает, а тут еще и невозвраты кредитов растут угрожающими темпами. Но прежде чем посочувствовать российским банкирам, хочется посчитать. По дилентатски, на калькуляторе.

Итак, недостаток ликвидности. По состоянию на 1 сентября (последняя светлая отчетная дата накануне кризисных потрясений) на счетах российских банков лежало депозитов физических лиц на сумму 5,98 трлн. рублей плюс депозитов юридических лиц на сумму 4,82 трлн. рублей. По состоянию на 1 января этого года (предварительные данные ЦБ РФ) осталось 5,05 трлн. рублей вкладов «физиков» и 3,25 трлн. рублей вкладов «юриков». То есть было 10,8 трлн. рублей, а стало 8,3 трлн. рублей. Потери – около 2,5 трлн. рублей, 25% от общей суммы. Вопрос: смертельны ли они? Ведь ровно год назад, в начале 2008 года, на счетах банков лежала практически нынешняя сумма - 8,7 трлн. рублей. А с учетом почти триллиона, влитого правительством, запасы даже изрядно подросли.

При этом темпы расходов на кредитование существенно сократились: за минувшую осень прирост кредитного портфеля российских банков составил лишь 6,5% - самый маленький темп за последние три-четыре года. А сам портфель, составлявший в сентябре около 18,5 трлн. рублей, к началу этого года дорос до 19,7 трлн. рублей. Ну вот, значит, пусть и со снижением темпов, но выдали все-таки банки новых кредитов, скажет защитник банков.

Действительно, выдали. Вопрос: кому?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис