Рука на пульсе… катастрофы?

Всё-таки интересно, зачем «им» это надо? Судя по прессе, которая принадлежит «Уралкалию» и контролируется уралкалийной PR-службой, Березникам теперь, когда полностью затопило Первый рудник, светит безмятежное будущее, всё позади и березниковцам можно полностью расслабиться на подаренных “Уралкалием» спортплощадках во время праздников и игрищ, организуемых «Березниковским характером». А потом отдыхать в уютных домиках Правобережного гетто, изредка посещая любезно обещанную «Уралкалием» поликлинику. Словом, в Березниках всё тихо и будущее нашего города светло и комфортно. Хотя на самом деле всё не так. И «они» это прекрасно знают. И сами это признают.

Напомним, в частности, слова Главы города Березники (!!!) Андрея Мотовилова, сказанные по итогам информации об окончательном затоплении Первого рудника: «Наибольшие опасения за судьбу городских зданий и жителей города были связаны именно с периодом усиленного поступления рассолов в шахту. Мы в течение двух лет напряженно следили за еженедельными, а в критические моменты – ежедневными сводками разных видов мониторинга ситуации. Теперь худшие ожидания позади, активная фаза затопления рудника не вызвала в городе заметных массовых разрушений. Это вселяет надежду, что и в дальнейшем они городу не угрожают и подтверждает точность научных прогнозов, сделанных учеными еще два года назад».

Сказано это было менее месяца назад. Наверняка заранее выверено и согласовано PR-службой URKA, а значит, надо надеяться, и специалистами калийной корпорации, сведущими в происходящих под городом Березники процессах (или нет? Или не сведущи?). Словом, можно верить, нужно верить, а главное – хочется верить. Очень хочется верить, что всё, двухлетний кошмар закончился, даже независимо от результатов повторной проверки причин аварии на БКПРУ-1 и разрешения известной ситуации в ту или иную сторону.

Правда, тогда, чуть менее месяца назад, после обнародования официального сообщения о полном затоплении Первого рудника, в недрах «Иной газеты» мелькнула и была высказана еретическая мысль – всё не так или, по крайней мере, не совсем так. В те самые дни, напомним, только началась и развивалась шумиха вокруг повторного расследования, и громко звучали вопросы об ответственности URKA за последствия аварии на БКПРУ-1. И в том смысле, что город под угрозой переселения, и что железная дорога на грани провала, и в том, кто за это заплатит. Очень уж кстати в той ситуации появилось сообщение, что всё закончилось, ничего больше не развивается. Этакий сигнал наверх, правительству и президенту: да, возможно, в чём-то и виноваты, то есть, конечно, не виноваты, но возместить готовы, а нервничать государству очень уж не следует – рудник затопило и ничего страшного более не произойдёт.

Мысль об этом тогда мелькнула, но развивать её мы не стали. Очень уж хотелось поверить. Но так уж получается (ни разу не было иначе): поверишь официальным реляциям, доверишься официальной версии… и оно ОБЯЗАТЕЛЬНО окажется не так. Первыми звоночками, что всё может быть не совсем так стали декабрьские репортажи независимых березниковских СМИ о происходящем разрушении домов в очень удалённых от пресловутой карналлитовой зоны районах – Мира, 34 и Юбилейная, 70. И можно было бы это списать даже на «отдельные явления», которые никак не связаны с затопленным рудником, хотя и подозрительно выглядит уже само явное стремление местного муниципалитета отложить исследование «инженерно-геологических причин» до 2009 года. Можно было бы… Но.

Но вот, с беседе с иногородними коллегами из журнала «Эксперт», опубликованной этим изданием в минувшую пятницу, Андрей Мотовилов сказал уже не совсем то же, что выверено, согласовано и сказано менее месяца назад. Оригинальный заголовок публикации звучит для березниковцев едва ли не издевательски: Рука на пульсе

«Процессы, которые будут происходить под землей и отразятся на наземных зданиях и сооружениях, носят достаточно долгосрочный характер. Успокаиваться нельзя, поскольку ситуация находится в развитии, говорить о том, что все закончилось, — рано. Есть несколько потенциальных рисков неблагоприятного развития ситуации в связи с аварией.

Первый риск — это газовые пузыри, которые образовались в затопленном руднике. Прогноз по пузырям был дан учеными в самом начале затопления. Были смонтированы трубопроводы и выведены под кровлю в самых высоких частях выработок для отвода газов. В какой-то момент они перестали работать, починить их уже не было никакой возможности, поэтому пузыри все-таки скопились, но не в том объеме, в каком прогнозировалось. Сегодня ведется достаточно плотный мониторинг газа в почве и в надпочвенном слое воздуха, который показывает, что на сегодняшний день концентрация горючих и взрывоопасных газов невелика, ниже предельно допустимых отметок.

Второй риск связан с защитной дамбой водохранилища. Пока ученые утверждают, что дамбе ничего не угрожает. Как будут развиваться события дальше, покажут наблюдения за оседаниями по гребню дамбы и прогнозы развития ситуации под землей.

Третий риск связан с изношенным жилым фондом. По мере естественного износа устойчивость зданий, их стойкость к оседаниям грунта снижается, риск разрушений возрастает. Новые расселения людей не исключены, мы будем оперативно принимать решения, чтобы обеспечить безопасность жителей.

Четвертый риск связан с угрозой городским коммуникациям, проложенным в земле. Земля оседает, есть пределы по изгибам у разных материалов. Локальные аварии здесь не исключены, но мы к ним готовы. А глобальные аварии не подтверждены прогнозами специалистов».

Березниковцам известно, как «они» готовы к «локальным авариям» и как держат руку на пульсе - тянущаяся больше года история дома 70 по Юбилейной, продолжающаяся около двух лет история дома 34 по улице Мира, бесконечная – с 2004 года, года прихода в Березниковскую городскую Думу берхарактерного большинства депутатов - история дома 22 по улице Свободы (а это совсем рядом с «карналлитовой зоной», только под расселение дом не попал)… И т.д.

Березниковцам известно, каким способом «они» обеспечивают безопасность жителей и, видимо, готовы обеспечить не только те полторы сотни несчастных переселенцев, загнанных в Правобережное гетто, но и любое другое число жителей. Напомним, кстати, что первоначально гетто было рассчитано, чтобы принять более 2000 березниковцев. Этим летом строительство было приостановлено и чуть ли не прекращено, однако сейчас, по имеющейся информации, его возобновляют.

Наконец, березниковцы прекрасно помнят, как в начале Аварии местные власти (и менеджмет URKA) заверяли, что ничего страшного и даже, что авария ликвидирована, рудник возобновил работу! Березниковцы прекрасно помнят, как в конце 2006 – начале 2007 года местные власти и менеджмент URKA заверял, что авария, конечно, да, но жилой зоне ничего не грозит. Березниковцы прекрасно помнят, как специалисты URKA определяли место строительства обводных железнодорожных линий, которые должны были обезопасить транспортного сообщение сперва от Аварии, а затем и от Провала. И поэтому едва ли березниковцев может обмануть столь деликатное перечисление Главой города (!!!) «рисков».

Интересно, конечно и то, помнит ли премьер Владимир Путин, как в бытность президентом, он публично, с экранов телевизоров год назад говорил, что «ничего там не сыплется» и, мол, «учёные заверяют»? Впрочем, Владимир Владимирович, конечно, может и не помнить, у него страна большая и таких Березников по стране больше 82 000. Это ведь у нас город маленький и другого города у нас нет.

Текст: Антон Пятница, Андрей Лучников
Илл. из архива "Иной газеты"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский Провал

Переселение