Кризис в реале

Кризис перекинулся в реальный сектор экономики. Под ударом оказались не только отрасли, которые завязаны на мировую конъюнктуру, но и отрасли индустрии, ориентированные почти исключительно на внутренний спрос. Официальная статистика пока не отражает всего драматизма положения: данные объективно запаздывают. А на стадии активного развития кризиса ситуация меняется ежедневно. И тем не менее, начнём с официальных данных.

СТАТИСТИКА ЗНАЕТ НЕ ВСЁ
Росстат зафиксировал в октябре рекордно низкие темпы прироста промышленного производства. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они составили лишь 0,6%. Независимые эксперты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) рисуют еще более мрачную картину, утверждая, что за октябрь промышленное производство и вовсе снизилось на 0,8%. В любом случае — это «средняя температура по больнице».

Доступность кредитов резко снизилась. Оборотной стороной этого явления стал заметный рост просроченной кредиторской задолженности организаций: не имея возможности получить новые кредиты от банков и поставщиков, предприятия перестают возвращать старые, что усугубляет кризис доверия, уже ставший серьезным экономическим фактором. Больше всего долгов скопилось у металлургических производств: в сентябре их задолженность по сравнению с августом увеличилась на 33,6%. Мало того: есть признаки возрождения, казалось бы, навсегда забытого с 90-х годов бартера.

Если резкое падение уже в октябре химического и металлургического производства, выпуска пиломатериалов безусловно связано в первую очередь с ухудшившейся мировой конъюнктурой, то снижение производства в отраслях, ориентированных почти исключительно на внутренний спрос, таких как машиностроение, легкая и пищевая промышленность, явно говорит об углублении кризиса.

Особую тревогу вызывает сокращение выпуска инвестиционного оборудования, непосредственно используемого в производственном процессе (станки, турбины, прокатные станы и пр.). Это означает, что произошедшее снижение инвестиций в октябре 2008 года по сравнению с сентябрем стало лишь первой ласточкой сворачивания инвестиционной активности.

О сокращении производственных и инвестиционных программ заявляют уже не только металлурги и строители, но и компании из недавно бурно развивавшихся секторов экономики. Так, об отсрочке реализации инвестпрограммы в размере $500 млн и сокращении персонала объявил недавно один из лидеров рынка платного телевидения и широкополосного доступа в интернет ГК «АКАДО». Заметному сокращению подвергаются активно расширявшиеся в последние годы лизинговые1 программы, ставшие востребованной рынком формой осуществления инвестиций. По оценкам аналитического агентства «Автостат», свертывание лизинга в сочетании с сокращением грузоперевозок приведет в следующем году к снижению продаж грузовых автомобилей на 18–25%. Подобные примеры исчисляются уже сотнями.

НЕФТЬ ПОД УГРОЗОЙ
Однако наиболее драматические последствия может иметь стагнация в области нефтедобычи. В самое ближайшее время нас ждет сокращение экспорта нефти с соответствующими последствиями для бюджета страны. По официальной информации «Транснефти», заказы на прокачку нефти по трубопроводам на декабрь и январь резко снизились: по данным таможенной статистики, общий объем экспорта уже в августе сократился по сравнению с июлем 2008 года на 3,3%, а в сентябре по отношению к августу снижение составило еще 4,3%. Правда, это явление связано не только со снижением мировых цен, но и с явно запоздавшим решением властей об изменении порядка расчета экспортных пошлин на нефть. Однако с учетом продолжающегося падения цен даже новый порядок не ликвидирует угрозы снижения объемов экспорта нефти. Если посчитать издержки, связанные с производством и транспортировкой2, то для ряда компаний вся добыча нефти может стать нерентабельной.

Добавьте к этому гигантскую задолженность ряда крупных компаний (в первую очередь государственных — «Роснефть», «Газпром нефть») по кредитам. Отсюда — активное лоббирование нефтяными генералами дальнейшего снижения налогов, а теперь еще и замораживания либерализации рынка электроэнергии. Последняя мера является крайне неоднозначной по своим последствиям. Повышение тарифов на электроэнергию больно ударит по финансовому положению нефтяников, учитывая, что на электроэнергию приходится в зависимости от региона 20–40% издержек разведки и добычи нефти. Однако либерализация рынка электроэнергии была важным элементом реформы отрасли и главным мотивом прихода в нее частных инвестиций. Отказ от либерализации рынка поставит крест на многих инвестпрограммах электроэнергетики.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис