Предпринимателей – в преподаватели

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил привлекать к преподаванию в вузах успешных предпринимателей. С таким радикальным заявлением он выступил на Первом Петербургском международном инновационном форуме. Очевидно, что российская высшая школа проигрывает западной системе образования именно с точки зрения подачи студентам практических навыков и знаний. Однако бизнесмены вряд ли согласятся преподавать в университетах в качестве ассистентов кафедр.

Г-н Фурсенко признает, что для системы образования всегда был важен «разумный баланс» теории и практики. Если с теоретическими основами в российских высших заведениях все относительно благополучно, то практические знания у выпускников и завтрашних специалистов откровенно хромают. Поэтому восполнить нехватку кадров практиков господин министр решил за счет бизнесменов.

«Сейчас в вузах преподается по большому счету не наука, а ее история. Потому что учить могут только кандидаты и доктора наук, защитившие 15–20 лет назад диссертации по узкой тематике. При этом они не имеют практических навыков по преподаваемым предметам.

С другой стороны, в образовании очень мало людей, способных совмещать научную или практическую деятельность и преподавание, потому что они работают в нескольких университетах сразу, пытаясь свести концы с концами», – сказал заместитель генерального директора научно-благотворительного фонда «Экспертный институт», профессор Андрей Нещадин.

Андрей Фурсенко обещает, что система образования не поскупится на высокие гонорары предпринимателям, решившим быть полезными для науки. Но их зарплата должна ставиться в зависимость от полученных студентами знаний. «Они должны не просто проводить там время и получать высокую зарплату, а выдавать продукцию в виде хорошо подготовленных к работе в экономике и бизнесе студентов», – подчеркнул министр.

Однако не так все просто, как кажется на первый взгляд. «Ни одно высшее заведение не в состоянии привлечь бизнесмена, не имеющего научной степени, потому что оно может платить ему только как ассистенту», – сказал г-н Нещадин. Кроме того, если, предположим, практикам будут платить гонорары по специальному тарифу, не будут ли чувствовать себя неуютно в родном вузе профессора, проработавшие в нем полжизни и получающие нищенскую зарплату? В этом смысле правительству придется пойти на кардинальный пересмотр фонда заработной платы в системе образования, что потребует больших бюджетных затрат.

Конечно, можно было бы присвоить научную степень бизнесменам, да и просто профессионалам в своей сфере, чтобы у них была возможность полноценно преподавать в вузах. Но в России это сделать пока невозможно. Потому что статус не присваивается только по результатам практической деятельности, как это делается на Западе.

«В российской системе образования невозможно оценить степень профессионализма доктора или кандидата наук. С другой стороны, немыслимо оценить и научную значимость деятельности практика. Получается заколдованный круг», – отметил эксперт.

Между тем сам бизнес опережает на полшага экономические науки. «Сначала делаются открытия, которые потом приобретают статус научного знания», – пояснил г-н Нещадин. В результате высшие заведения готовят вчерашних специалистов.

Текст: Екатерина Поспелова, RBC Daily
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


вузы