Потеря Севастополя изменит флот

А может, вспомним исторический опыт?

Договор между Россией и Украиной о пребывании Черноморского флота в Крыму истекает в 2017 году. При нынешнем политическом раскладе ожидать, что он будет продлен, не приходится: украинские власти демонстративно дают понять, что заинтересованы в скорейшем уходе российских кораблей, в идеале – еще до истечения срока договора. У российского флота есть альтернативные варианты Севастополю, однако их разработка сопряжена с серьезными трудностями.

Вопрос о том, куда выводить столь крупное объединение, как флот, стоит остро. Если сухопутную армию – с оговорками, теоретически – на время можно разместить в «чистом поле», то корабли в открытом море не оставишь. Флоту нужна база, и готовить ее надо уже сейчас.

На рубеже исторических эпох, в 1991 году, в состав Черноморского флота (ЧФ) входило шесть дивизий – противолодочных кораблей, морских десантных сил, подводных лодок, а также дивизии морской ракетоносной авиации, истребительной авиации и береговой обороны.

Сегодня, по словам бывшего командующего ЧФ адмирала Игорь Касатонова, «из них осталась лишь дивизия надводных кораблей, в состав которой входят разнотипные корабли, предназначенные для решения совершенно различных задач. И если в этих условиях флот потеряет хотя бы один большой корабль, без всякого сомнения, начнутся необратимые процессы. При этом отмечу: кораблей океанской зоны Россия для себя сегодня не строит».

Однако даже такой «оптимизированный» (читай: урезанный) флот выводить, по сути, некуда. Действительно, все обширные глубоководные бухты, пригодные для стоянки большого количества крупных кораблей, кроме Цемесской бухты в Новороссийске, находятся за пределами страны.

Однако и перебазирование всего флота сразу в Новороссийск, который сейчас, похоже, является единственной разумной альтернативой Севастополю , – колоссальная проблема и по масштабам, и по вложениям. Решать ее придется в несколько этапов, которые, вероятно, растянутся на годы. В связи с этим эксперты начали рассматривать проекты создания новых баз для ЧФ.

Одной из альтернативных стоянок некоторые аналитики считают сирийский порт Тартус. Действительно, пункт материально-технического обеспечения ЧФ в Тартусе (существующий еще со времен СССР) и строящийся причал в Латакии в дальнейшем потребуются для обеспечения действий боевых кораблей Черноморского, а в перспективе и Северного флота. Но вскоре после появления таких слухов в 2006 году командование ВМФ России выступило с самыми решительными опровержениями.

Тем не менее официально не подтверждаемая информация о продолжающихся дноуглубительных работах в сирийских портах свидетельствует о том, что Россия заинтересована в создании постоянно действующей военно-морской базы (ВМБ) в Средиземном море. Возможно, часть ЧФ действительно будет базироваться там на долговременной основе.

Еще менее вероятной представляется перспектива базирования ЧФ на порты Абхазии. До тех пор, пока политическая ситуация вокруг недавно признанной республики не стабилизируется, не стоит рассматривать даже вопрос о создании там крупной постоянной ВМБ. В перспективе такой вариант представляется достаточно привлекательным: например, в Очамчире можно было бы с пользой разместить часть ракетных катеров, несколько противолодочных кораблей и, возможно, десантные силы флота. Однако о создании основной базы речи нет.

«Создавать военно-морскую базу в районе, к примеру, Очамчиры гипотетически возможно, но контрпродуктивно из-за большой себестоимости. База – это не только стоянка кораблей, но и инфраструктура, коммуникации, подъездные пути, ремонт, склады, удобный подвоз боеприпасов, продовольствия», – заявил в четверг бывший командующий ЧФ Игорь Касатонов в интервью РИА «Новости». В то же время Касатонов подчеркнул, что говорить о какой-либо альтернативе Новороссийску или тем более Севастополю не приходится. «В Черном море альтернативы Севастополю нет», – заверил российский адмирал.

Увы, Касатонов прав – места для базы в Новороссийске нет по физико-географическим условиям. Таким каскадом закрытых бухт, как в Севастополе, где мог бы разместиться весь состав надводных судов Черноморского флота, российский участок побережья Черного моря не располагает.Еще одним аспектом проблемы является то, что большинство кораблей, дислоцированных в Севастополе, уже отслужили минимум по 20–30 лет. И к 2017 году они пойдут не в Новороссийск, а на списание как выработавшие ресурс. Черноморского флота как такового не будет, если его не пополнять. И уже сейчас надо ставить вопрос, каким должен быть флот в 2020–2030 годах. Тем более что Черное море к тому времени в силу геополитических причин (Турция, Болгария и Румыния уже в НАТО, Грузия и Украина активно туда стремятся) превратится во внутренний водоем НАТО, простреливаемый насквозь по всем направлениям.Пока база в Новороссийске не будет создана, говорить о перспективах российского ЧФ бессмысленно. Однако перспективы самой Новороссийской ВМБ также вызывают обоснованные опасения. Работы по строительству ее инфраструктуры начались в 2005 году. Первоначально предполагалось, что они будут вестись 10 лет. Затем сроки завершения строительства были уплотнены до 2011 года.

Ожидается, что после завершения строительства в Новороссийске будет базироваться до трети кораблей ЧФ. Кроме того, к 2017 году предполагается построить еще один пункт базирования к югу от Новороссийска – в Темрюке. На эти цели в течение оговоренных 10 лет выделяется 40 млрд рублей. Но даже после этого, по словам командующего ВМС РФ Владимира Масорина, база сможет принять не более 100 кораблей, а на сегодня в составе ЧФ их насчитывается 180. Строительство же объектов инфраструктуры флота, в том числе для береговых войск, авиации и тылового обеспечения, начнется не ранее 2012 года.

Близкая потеря Севастополя буквально принуждает Россию срочно вырабатывать новую военно-морскую стратегию и концепцию создания принципиально нового Черноморского флота. Очевидно, это будет флот ближней морской зоны, основу которого составят высокоскоростные суда, вооруженные высокоточным оружием, и дизельные подводные лодки со сверхзвуковыми ракетами-торпедами, действующие совместно с авиацией и частями береговой обороны.

Текст: автор статьи, Текст
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс