Культурный дух несвободы

«Пилорама-2008» впечатлила своими масштабами: количеством людей и палаток, материальным обеспечением (звук, свет, сцены, огромные раскинувшиеся под небеса временные залы), присутствием VIP-персон и вниманием со стороны властей. Организаторы потрудились на славу, говорю это без иронии. Пожалуй, двум другим пермским проектам — «программным» летним фестивалям «Сердце Пармы» и «Камва» — трудно конкурировать с «Пилорамой» по вышеназванным параметрам. И то сказать — это вам не народные дудки-прибаутки, вопрос-то серьезный, политический.

Для меня главным на этом фестивале стала его культурная программа. Есть четкое ощущение, что за этим же приехала в Кучино и львиная доля остальных зрителей. За три дня на фестивальных сценах побывали лучшие пермские авторы-исполнители, включая не только легковоспринимаемого, но от этого не менее яркого и значимого Григория Данского, но и, к примеру, довольно элитарного, затерявшегося на стыке русской былины и кельтских мотивов Виктора Вершинина, и девичье-эстетский «Трилистник». Купался в волнах зрительского восторга самопародийный «Пятый корпус», вполне заслуженно. Помимо этого, на зов Данского приехали и очень интересные москвичи из новой волны авторской песни Сергей Труханов и Александр Деревягин, а также рязанская Ольга Чикина. Наконец, выступили и два модных деятеля московского то ли андеграунда, то ли кича: Герман Виноградов со своими эпатажными абсурдистско-несуразными перфомансами и Псой Короленко с куплетами от этакого современного еврейского скомороха, ироничного и самоироничного до полного цинизма. Пожалуй, даже два этих последних постмодерниста-деконструктора были как минимум любопытны, а для узкого круга почитателей и по-настоящему ценны.

Была показана обширная программа художественных и документальных фильмов, а достойным завершением фестиваля стали представленные в два последних вечера моноспектакли Александра Филипенко. Зал был побежден, артист показал высокий театральный класс, даже играя солженицынский «Один день Ивана Денисовича», который и чтению-то про себя едва поддается.

Было в культурной программе еще много чего (всего и не назвать) хорошего и разного, вызывающего и чувства, и мысли. Так, думается, что ныне здравствующий и творящий и собственной персоной прибывший на фестиваль Юлий Ким безнадежно морально устарел и смотрится осколком замшелого шестидесятничества (даст бог, сам мэтр не прочтет эти строки). А вот извлекаемый из запасников и исполняемый на разные лады Александр Галич с честью прошел 40-летнюю проверку временем и остается и интересным, и актуальным. Для того чтобы писать протестные песни, одной ненависти к режиму явно мало, нужен еще и художественный дар, поэтому Нателла Болтянская со своими исполняемыми под гитару политагитками смотрится натужно и жалко. И тем не менее в целом арт-программа выглядела яркой, интенсивной и энергичной. Как звонкий, бодрящий и пронзительный звук работающей пилорамы.

Что же касается общественно-политического содержания фестиваля, то эта часть программы явила собою явный провал по сравнению с художественной. Здесь тоже было много всего и всех: «круглые столы», публичные интервью, торжественные речи, первый и последний уполномоченные по правам человека в России (кто забыл — Сергей Ковалев и Владимир Лукин соответственно), бывшие политзаключенные диссиденты Наталья Горбаневская и Павел Литвинов, пострадавшие от советской власти литовские националисты Балис Гаяускас и Йонас Каджионис и прочие. Не было лишь главного: обещанных форума и свободной дискуссии.

Формат, подбор выступающих и сам дух большинства мероприятий в принципе не предполагали диалога и плюрализма мнений. От большинства требовалось молча воспринимать и робко восторгаться речами правозащитных VIP-ов. Отклонения от генеральной идеологической линии — западническо-проамериканского крыла диссидентства — достаточно жестко пресекались и отсекались.

К примеру, при обсуждении событий «пражской весны» 1968 года всеми ораторами, в том числе тогдашним референтом журнала «Проблемы мира и социализма» Владимиром Лукиным, озвучивалась лишь яростно антисоветская позиция; вся диалектика взаимоотношений двух враждующих блоков, ведущаяся США параллельно кровопролитная вьетнамская война — все это было оставлено «за кадром».

В ходе дискуссии после показа фильма Анджея Вайды «Катынь» не прозвучало ни слова о том, что катынский расстрел польских офицеров в начале Второй мировой именно Красной армией — крайне спорный факт, достаточно заглянуть в русско- или англоязычный Интернет. Есть немало и печатных источников, аргументированно доказывающих, что поляки были расстреляны гитлеровцами. Понятно, что бесспорное уничтожение поляков русскими есть позиция авторов фильма, и такова же позиция презентовавшего его представителя польского посольства Херонима Граля, это очень в духе нынешних господствующих в Польше русофобских настроений, но почему мы у себя в России должны все это безмолвно глотать? Потому что «Пилорама» задумана как невиданный остров толерантности и терпеливого русского самоуничижения?

Наберусь наглости сказать, что «Пилорама» в ее общественно-политической части должна стать настоящим форумом, то есть местом острого обсуждения актуальных и достаточно широких вопросов прошлого и особенно настоящего. Причем местом высказывания не однопартийных, а разнополюсных мнений.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса