Президент для внешних сношений

Смена в ходе подготовки к годовому собранию акционеров президента ОАО «Уралкалий» - Владислава на Баумгертнера на Анатолия Лебедева – не прошла в Березниках совсем уж незамеченной. Корпоративные медиа «Уралкалия» в своих многотысячных тиражах об этой смене, разумеется, сообщили. Но, как и следовало ожидать, остались в строгих рамках дозволеной информации – мол, сменился. Хотя на самом деле – в отличие от многих пусто- и славословных корпоративных информаций за «Уралкалий» - произошедшая замена довольно примечательна и даёт пищу для размышлений. Восполним пробел.

Например, как уже отмечала «Иная газета», президентская должность в калийной корпорации является де-факто представительской. Причём, при всей неоднозначности нашего отношения к уралкалийной бюрократии, следует признать, что представительская эта должность не в смысле «свадебный генерал», а действительно несёт полезную для интересов корпорации нагрузку.

Долгое время эту должность занимал Баумгертнер. Который, по отзывам калийщиков, и неплохой производственник, и именно при нём «Уралкалий» добился впечатляющих успехов (особенно с точки зрения личного состояния контрольного собственника «Уралкалия» - Дмитрия Рыболовлева). И, в конце концов, не зря же в официальном сообщении об отстранении Баумгертнера от президенства специально было сказано, мол, теперь наш производственный батыр все силы бросит на новый рудник в Усть-Яйве - был бы плох, на подвиг не послали бы (а раскрутить Пятый калийный – это будет подвиг). И вот такого высококлассного специалиста, профессионала, святокалийного богатыря (классом уж, поди, повыше Сергея Дьякова, который, при всём нашем уважении признаем, пал виновной жертвой политических технологий) снимают с президентства.

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ
И «Уралкалий» во внешних сношениях будет теперь представлять, а высокопрофессиональный юрист. Который, при всём нашем уважении к юридическому сословию, едва ли смыслит в производстве калийных удобрений много больше обычного березниковца. И едва ли способен всерьёз разобраться в финансовых потоках. Правда, повторим, юрист – высокопрофессиональный.

Лебедев Анатолий Анатольевич. Родился в 1974 году. В 1996 году окончил Московский государственный университет по специальности «правоведение». По окончании вуза работал исключительно по специальности – на различных юридичских должностях. В 2002-2004 гг. занимал пост советника генерального директора ОАО «Уралкалий» по юридическим вопросам. Член Совета директоров ОАО «Уралкалий» с 2004 года. Последняя должность – вице-президент ОАО «Уралкалий» по юридическим вопросам.

Ну и для чего Дмитрию Рыболовлеву профессиональный юрист (и только юрист) в должности главнопредставляющего «Уралкалий» в связях со всем внешним миром? В должности, на которой раньше был уместен производственник Баумгертнер. Рыболовлев ничего просто так не делает. К тому же обращает внимание, что смена президента произошла в преддверие собрания акционеров и совершенно очевидно, что не замысливалась заранее – в документах к собранию, рассылаемых предварительно акционерам, должность Лебедева обозначена как «вице-президент по юридическим вопросам». Т.е. 12 мая, когда назначалось собрание акционеров, ещё не было намерения назначить Лебедева президентом. А к 4 июня (именно этим числом датировано решение Совета директоров о смене президента) такая идея созрела.

Причём замотивированы изменения были тем, что они «направлены на повышение эффективности управления предприятием в новых условиях, обеспечение оптимальных условий для его развития и достижения стратегических целей» (с). Последний раз в «Уралкалии» говорили про «новые условия», когда вице-президентом по стратегическому развитию компании стал отставной пермский министр Михаил Антонов. Но тогда это было ещё понятно – условия развития «Уралкалия» действительно обновились после калийного аукциона. А что же такого «нового» появилось между 12 мая и 4 июня?

КАЛИЙНАЯ ЭКЗОТИКА
Откровенно признаем, «Иная газета» сперва постеснялась тратить трафик на рассуждение по этому поводу, предположив, что, возможно, это рефракция близости, и на самом деле изменение не очень существенно (сообщения в корпоративных медиа «Уралкалия» и перепечатки уралкалийных релизов пермскими СМИ - не показатель, это вообще дело обыденное). Однако сегодня статью о новом президенте березниковской корпорации опубликовал столичный деловой еженедельник SmartMoney с многозначным подзаголовком: «Решение внутренних задач и общение с внешним миром обременительны для первого лица. Требуется второе». Словом, искреннее любопытство смена президента «Уралкалия» вызвала не только у нас. Тут, конечно, можно предположить, что упомянутая публикация всего лишь направлена на раскрутку нового уралкалийного персонажа в кругах столичного истеблишмента. В конце концов, именно Лебедеву теперь вменены в обязанность «прежде всего public relations» (с), а глава PR да без раскрутки в медиа – это сапожник без сапог. Но и здесь любопытен временной люфт: через две недели после назначения. Пусть, допустим, в самый ближайший номер впихнуть не успели, но по-любому ДО собрания акционеров. Куда торопились?

«Генеральным директором и одновременно президентом «Уралкалия» долгое время являлся один человек — Владислав Баумгертнер, - вторит «Иной газете» SmartMoney. - Но совет директоров компании счел дальнейшее совмещение этих высоких позиций нецелесообразным и решил их развести. За Баумгертнером сохранили пост гендиректора и функции операционного управления бизнесом. Президентское же кресло досталось бывшему вице-президенту по юридическим вопросам Анатолию Лебедеву, который теперь будет курировать контакты с властью, регуляторами, естественными монополиями и общественностью. В зону его ответственности также вошли юридический блок и экономическая безопасность. Но главной заботой Лебедева отныне станут именно government и public relations, подчеркнул представитель «Уралкалия» (с).

Любопытны и оценки экспертов, которые приводит столичный журнал. Ну, то есть в плане похвал Лебедеву как профессионалу и человеку, «который сделал себя сам» (с) – ничего необычного. Но вот мнение профессионала по поводу определения зоной ответственности Лебедева «government и public relations»: «Посмотрите, чем занимается большинство глав международных публичных корпораций, — это же в чистом виде PR и GR», — отмечает президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Алексей Глазырин. Решение «Уралкалия», чьи акции с некоторых пор тоже торгуются на бирже, он считает логичным и даже красивым, но в целом для отечественного бизнеса пока экзотичным. Ведь у нас внешние связи чаще курируют профильные менеджеры, причем нередко среднего звена» (с). Как, кстати, было и в «Уралкалии» до сих пор.

ТРЕБУЮ АДВОКАТА!
Конечно, публикация в SmartMoney закулису не открывает (что, впрочем, соответствует привычкам Дмитрия Рыболовлева), и даже ни на что прямо не указывает (напомним, например, что недолгое время связями с общественностью «Уралкалия» в Березниках заведовал Андрей Мотовилов и ничто не указывало на его мэрское будущее). Однако совокупность известного позволяет считать установленным следующее: в отношениях с властью и общественностью Рыболовлеву потребовался очень и очень грамотный юрист. В обыденном понимании это всё равно что: «я требую адвоката!». Или так: мы с вами (сиречь – с внешним миром) будем разговаривать только через адвоката. Теперь представьте сами, уважаемый читатель, в каком случае вы бы так поступили. А разницы, между прочим, никакой. Да! «Они» - самые обычные люди, и думают, чувствуют, поступают совершенно так же. Только называется иногда иначе и гламурно блестит.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса