Книжный пузырь

Окончательные итоги 2007 года подводить пока рано, но уже можно говорить о том, что рынок художественной литературы перенасыщен, а его рост если не остановился, то существенно замедлился. Одним из следствий этой перенасыщенности стало увеличение срока реализации книг, снижение числа новинок и переизданий и сокращение количества издательств на рынке при сохранении устойчивого роста цен на книги.В общепринятом смысле художественная литература — произведения "формульные", создающиеся по неким фиксированным жанровым канонам. Весь этот массив можно разделить на четыре составляющие: приключенческая и детективная литература, фантастика (включая фэнтези) и мистика, сентиментальная (или женская) литература и, наконец, собственно современная/классическая литература или то, что причисляют к полноценному литературному творчеству (включая беллетристику, поэзию и документалистику). Жанры диктуют некие законы, которых должен — теоретически — придерживаться автор.

Но современная литература вообще и художественная в частности не укладываются в жанрово-маркетинговые рамки. Самый яркий пример — "Гарри Поттер", которого издательство "Росмэн" позиционировало как детскую или подростковую книгу, а это уже иной раздел классификатора. Более того, наши дети понизили возрастную планку поклонников Гарри Поттера — о его приключениях читают девяти-десятилетние, причем это характерно только для России. Впрочем, читают и юные, и взрослые, что переводит книгу в разряд художественной прозы. Хотя по жанру это, конечно, фэнтези.

Подобное размывание жанров позволяет издателям искусственно накачивать статус книг, манипулировать читательскими вкусами, представляя краткосрочные брэндовые титулы на рынке как некие полноценные литературные произведения. Доля беллетристики на рынке в этом году неуклонно росла и за счет того, что издатели переводили своих брэндовых авторов в этот раздел из трех других. Именно тут обосновались книги Оксаны Робски и Сергея Минаева, Альберта Пиньоля и Пауло Коэльо, Бориса Акунина и Кати Метелицы. Это модно, престижно — и несложно.Главные игроки рынка поддерживают свои лидерские позиции не столько качеством изданий, сколько их количеством. В итоге формируется мощный мейнстрим — тиражная массовая литература, светская, модная и снобистская. Сам процесс чтения в таких условиях все больше превращается в процесс потребления книг. Всем правит тираж, а тиражность обеспечивает брэнд. Заколдованный круг.

Все это принижает статус собственно литературы. Хотя классика по-прежнему пользуется спросом на рынке и сохраняет привлекательность для издателей и инвесторов, ее доля в общем ассортименте беллетристики не превышает 15%.

Издательства продолжают перекупать друг у друга уже раскрученных авторов, конкурируя за Людмилу Улицкую, Михаила Веллера, Дмитрия Липскерова и др. Не стареют душой и шестидесятники: книги Василия Аксенова стабильно входят в рейтинги. Издатели стряхивают пыль с патриархов — Чингиза Айтматова, Михаила Булгакова, поэтов Серебряного века, охотно тиражируют зарубежных авторов (доля переводной литературы в ассортименте рынка художественной литературы устойчиво превышает 50%).

Казалось бы, сложившаяся ситуация должна стимулировать поиск новых тем и авторов, но этого как раз и не наблюдается. Новых амбициозных игроков, подобных холдингу "Мир книги", за последний год так и не появилось. "Мир книги" же, потеснив таких традиционных лидеров, как "Азбука" и "Амфора", контролировавших от 8 до 10% рынка, стал сегодня оказывать давление и на гигантов — АСТ и "Эксмо".

В обозримом будущем ни одно из ведущих издательств не выступит со сколько-нибудь серьезным инновационным проектом. Общей тенденцией становится максимальное снижение коммерческих рисков — так ведут сейчас дела и крупные игроки, и даже небольшие креативные команды. Их политика направлена на максимальное сокращение денежных потоков и изъятие денежных средств из отрасли. Появляются первые признаки того, что игроки рынка художественной литературы начинают фиксировать прибыль.

На роль возмутителей спокойствия с некоторой (весьма небольшой) долей вероятности смогут претендовать лишь продюсерские (некоммерческие) проекты или группы издательств, подобные "Аттикусу", объединившему "Махаон", "Иностранку" и "Колибри". Но за ними обязательно должна стоять какая-то сильная финансовая структура, ибо без мощной инвестиционной поддержки сейчас пробиться на рынок художественной литературы практически невозможно.

Текст: Елена Соловьёва, Александр Соловьёв, КоммерсантЪ
Илл.: Елена Пожыгаева

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


литература