Железнодорожники подрежут крылья

Ещё одна битва за скорость выиграна

Попасть в самолет, следующий по маршруту Петербург-Москва, не так-то просто. Рейсов полно — самолеты вылетают из Пулково 2-3 раза в час. Однако почти каждый под завязку набит командированными, живущими на два города. Этим пассажирам почти все равно, сколько стоит билет, — лишь бы побыстрей добраться. Авиакомпании прилично на них зарабатывают. Но скоро этот рог изобилия иссякнет — так обещает РЖД.

Примеры, когда железнодорожники выигрывали у авиаторов битвы за скорость, встречаются сплошь и рядом, признает заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. После запуска в 1994 г. высокоскоростного поезда на линии Париж-Лондон авиакомпании Air France и British Airways, признав поражение, тихо отошли в сторону. Число ежедневных рейсов между двумя европейскими столицами сократилось с 30 до символических пяти.

Похожую судьбу в ОАО «Российские железные дороги» прочат авиасообщению между Санкт-Петербургом и Москвой. Согласно прогнозу корпорации, доля пассажирских перевозок, приходящаяся на авиакомпании на этом направлении, начнет стремительно уменьшаться уже с 2009 г. Ради этого РЖД готова тратить миллиарды, покупая высокоскоростные составы и прокладывая специальные магистрали для них. На тесноватой, мягко говоря, площади трех вокзалов скоро появится новый железнодорожный терминал, который будет обслуживать именно питерский маршрут.

ЗАОБЛАЧНЫЕ ДОХОДЫ
Такого оживленного сообщения, как между Петербургом и Москвой, в России больше нет нигде: 34 парных авиарейса и более десятка пар прямых поездов ежедневно перевозят десятки тысяч пассажиров. И это не считая тех, кто ездит на автобусах или автомобилях. Даже в Сочи в самый высокий курортный сезон столько народу не ездит. В летнем расписании отечественных авиакомпаний на сочинском направлении в общей сложности всего 21 авиарейс.

При довольно больших объемах перевозок на линии Петербург-Москва (около 6,5 млн человек в год) самых спешащих пассажиров РЖД практически упустила. А ведь эта категория клиентов представляет особую ценность. Как правило, это средней руки чиновники и сотрудники компаний, командированные из одной столицы в другую на один-два дня. Они готовы щедро доплачивать за скорость.

Но железнодорожникам почти нечего им предложить. Самый быстрый поезд, доезжающий из Петербурга в Москву за 4,5 часа, в ежедневном расписании РЖД только один. Все остальные поезда проделывают этот путь за 5,5-9, а то и все 10 часов.

Так что авиакомпании, отправляющие полные пассажиров самолеты из одной столицы в другую 34 раза в день, весьма уютно устроились. «Тут комбинация многих факторов. Некогда монопольный рынок стал доступен практически для любых авиакомпаний, — рассуждает гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. — Усиление роли Северной столицы после избрания президентом петербуржца, а также перенос головных офисов ряда компаний из Москвы на берега Невы непременно должны были спровоцировать одновременный рост спроса и предложения на перевозки». Так и произошло: с 2001 по 2007 г. поток авиапассажиров на этом направлении увеличился вдвое — с примерно 700 000 человек в год до 1,5 млн. Вряд ли кого удивит тот факт, что наиболее интенсивный прирост авиаперевозок наблюдался в предвыборные годы.

Сейчас больше половины рейсов на самой популярной в России линии обслуживают «Аэрофлот» и петербургская ГТК «Россия». Но нашлось место и многим другим нашим крупным авиакомпаниям: UTair, «Красноярским авиалиниям», Sky Express, «Трансаэро», S7 Airlines. Тарифная сетка на редкость гибкая: если позаботиться о билете заранее, то можно улететь за 2000-2500 руб. Но непосредственно перед рейсом бывают доступны (причем далеко не всегда) только дорогие билеты — за 5000-6000 руб. в один конец.

По разным оценкам, авиаторы зарабатывают на популярном маршруте от 4 млрд до 8 млрд руб. в год. Настало время делиться этими доходами с железнодорожниками.

ДЕЛА ЗЕМНЫЕ
Деньги РЖД сейчас очень нужны: корпорация затеяла масштабную модернизацию всей железнодорожной инфраструктуры, а также собирается серьезно обновить подвижной состав. До 2020 г. на это планируется потратить более $340 млрд. Конечно, значительная часть суммы поступит из бюджетов всех уровней (президент Путин горячо поддержал планы главы РЖД Владимира Якунина). Но и собственные средства госкорпорации тоже придется тратить, так что каждая копейка на счету.

Между тем пассажирские перевозки до сих пор приносят РЖД плановые убытки: в 2006 г. они достигли $1 млрд. Плохие показатели можно поправить, выйдя в более доходный сегмент перевозок — высокоскоростной. Направление Петербург-Москва — первое, где появятся самые быстрые в России поезда, способные разгоняться до 330 км/ч. Правда, для таких скоростей существующие пути не подходят, нужна отдельная магистраль. Ее планируется достроить не позже 2014 г. До этого момента восемь высокоскоростных составов Velaro Rus, которые РЖД уже заказала у немецкого концерна Siemens, будут возить пассажиров старой дорогой. Хотя по ней быстрее 200 км/ч не разгонишься, уже в 2009 г., когда новые составы встанут на линию, авиаторы впервые за долгие годы могут недосчитаться пассажиров.

Во всяком случае, РЖД очень на это рассчитывает — иначе инвестиции в ближайшие 14 лет не окупить. По прогнозам корпорации, которые приведены в программе развития высокоскоростного движения, в 2008 г. все виды транспорта перевезут между столицами 8,6 млн пассажиров, а в 2010 г. поток вырастет до 9,1 млн. При этом на долю авиаперевозчиков останется всего лишь 500 000 пассажиров. В высокоскоростные поезда пересядет никак не меньше 1 млн человек.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс