Школьные трудности: не хочет или не может?

Подходит к концу первый месяц школьных занятий. Мы собрали самые интересные вопросы от родителей маленьких школьников и предлагаем вашему вниманию ответы компетентных специалистов на эти вопросы.

– С какого возраста отдавать в школу? С каждым годом в первые классы приходит все больше детей, не достигших уровня школьной зрелости. Бывает, что стремление родителей отдать своего маленького «вундеркинда», уже умеющего читать и писать, в школу раньше 6,5-7 лет побеждает сопротивление педагогов. К чему это приводит?
– Наш первенец пошёл в школу в шесть лет, вернее, ему исполнилось к 1 сентября шесть лет и 4 месяца, – рассказывает мать трёх детей Екатерина М. – Сын рос сообразительным не по годам, к этому времени уже свободно читал, а я сама училась всегда легко и хорошо помнила скуку своих первых школьных лет: я тогда уже всё умела и бесконечно ожидала других, когда они по складам всё прочитают и поймут… Но я-то в своё время пошла в школу в семь с половиной лет! Оказалось, это громадная разница. Сыну тяжело было психологически выдержать обязательные ежедневные занятия, он начал болеть, оказался в отстающих, всё забывал, терял, а к весне заработал нервное переутомление с головными болями и астеническим синдромом… Этот первый класс я не забуду никогда: весь год мы прожили в состоянии шока. Конечно, со временем учёба сына более-менее выправилась, но он так и не полюбил учиться и после школы отказался продолжать образование. «Первый блин комом», стал для нас уроком: младших детей мы отдавали в школу не раньше семи с половиной лет.
Сегодня, по сведениям Министерства образования РФ, средний возраст первоклассников составляет 6,9 года.

– Ребёнку следует идти в школу не с шести, а с семи-семи с половиной лет, – считает директор института возрастной психологии Марьяна Безруких. – Очень многие функции, обеспечивающие интеллектуальное развитие ребенка, формируются только к шести годам. Раньше шести с половиной лет отдавать ребенка в школу нецелесообразно, а многим лучше идти в семь, семь с половиной, и не криминал, если в восемь. Современные дети не стали более умными, физиологически и психически более развитыми, у них сохранились те же проблемы, которые испытывали первоклассники 30 лет назад.

Как определить готовность ребёнка к обучению?
– Умение читать, считать и писать не является основными критериями, – считает психолог Галина Панина. – Гораздо важнее – психологическая готовность к школе. Я считаю недопустимым, когда ребенка отдают в школу в 6 лет или даже раньше. Причины обычно – амбиции родителей. Даже если такой ребенок многое умеет, он сразу же попадает в группу риска. Лично я своих внуков раньше 7 лет не хотела бы видеть в школе. Да, согласно Закону РФ «Об образовании», ребенок, достигший 6,5 лет, имеет возможность обучаться в школе. Однако каждому ребенку присущ свой, индивидуальный темп развития, и многие ребята, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. Только квалифицированный психолог может определить, насколько зрелы у ребёнка необходимые психофизиологические функции, например умение произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать обращенную к себе речь, концентрировать внимание, а также строить свои взаимоотношения со сверстниками и с учителями.

– Сын в этом году пошёл в третий класс, но до сих пор плохо читает: проглатывает окончания слов, додумывает их, не обращает внимания на знаки препинания, весь текст читает как одно предложение. Прочитанное не запоминает. А главное – не хочет читать вообще. Не помогает и совместное чтение, выбор интересующей его тематики. Каждое чтение – истерика. Пишет так же – буквы разного размера, многие слова слитно друг с другом. В чём причина? Как помочь ребенку?
– Нужно разобраться с тем, как ребенок воспринимает, перерабатывает и передает информацию, то есть кто он – визуал, аудиал или кинестетик, - советует логопед Наталья Свободина. - Ведь наиболее распространённый сегодня в начальной школе фонематический метод обучения чтению Эльконина в полной мере доступен аудиалам и детям смешанного аудиально-визуального типа, но серьёзно затрудняет процесс обучения чтению детей-кинестетиков. В данном случае, возможно, у ребёнка или недостаточно сформирован процесс чтения (что, к сожалению, бывает по различным причинам – неправильная подготовка к школе, задержка речевого или психоречевого развития, различные психологические причины), или нарушения чтения, в том числе и дислексия. Тогда само чтение для ребенка становится тяжёлым физическим трудом. Естественно, он не хочет читать. Если это дислексия, то обычные педагогические приемы по улучшению чтения не помогут. Нужна помощь специалистов – опытных логопедов и психологов.

– Отменена ли в школах практика переучивания левшей на правшей? Ведь известно, что фактор переученного «левшизма» является первопричиной развития заикания у ребёнка. Я и сам заика, мне уже 32, и, что называется исследовал этот вопрос изнутри. Я тоже переученный левша.
–В современной школе детей, пишущих левой рукой, давно уже не переучивают. Во всяком случае, этого не делают знающие свое дело педагоги. Но если к первому классу ребенок не определился с ведущей рукой, обязательно надо проконсультировать его у квалифицированного специалиста. Кроме того, если в письме у ребенка встречается много ошибок, не связанных с правилами орфографии, то кроме логопеда необходима консультация психолога. Что касается заикания, не все заикающиеся – переученные левши. Термин «логоневроз» потому и содержит слово «невроз», так как насильственное переучивание детей вызывает невротическую реакцию. Но невроз может сформироваться и по другим причинам. Здесь опять совет один. Нельзя применять общую практику ко всем детям. Каждый ребенок – индивидуальность со своими особенностями, со своей историей развития.

– Дочка в группе дошкольной подготовки была лучшей ученицей. А в 1-ом классе самой большой проблемой было уговорить и успокоить ее, если вдруг она оказывалась не самой-самой. Как справиться с «комплексом отличника»?
Отвечает психолог Галина Панина: – Вообще-то говорить о «комплексе отличника» можно только в том случае, когда стремление вашей девочки к отличным оценкам как-то реально мешает ей в жизни. Дети-отличники хорошо адаптируются к школе именно посредством учёбы: получил пятёрку – и родителям радость, и учителю хорошо. Обычные школьные пятёрки не всегда говорят о комплексе отличника. Если они добиваются ребёнком в рамках собственной логики, пусть даже непонятной взрослым, и ради достижения какой-то личной пользы, это одно дело, но если пятёрка становится самоцелью, и всё, что ниже пятерки – это катастрофа и провал, тогда всё гораздо сложнее. И «разрулить» подобную ситуацию вам поможет квалифицированная семейная терапия, так как формируется этот комплекс условиями воспитания, когда кто-то из значимых взрослых, чаще всего мама, начиная с ещё дошкольного возраста, хвалит ребенка буквально за все достижения, рождая ситуацию «успех кормит успех» и «хороший ребёнок - отличник - мамина гордость и радость всей семьи».

– Мой ребёнок приносит со школы домой чужие вещи (ручки, карандаши, игрушки). На мои вопросы отвечает либо, что не знает, как они у него оказались, либо, что ему отдали поиграть или насовсем. Боюсь, что он берёт некоторые вещи без спроса. Может, это какая-то детская клептомания? Что делать?
– Практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-то крадёт, некоторые делают это много раз, - говорит Галина Панина. - Причин детского воровства, не связанных с «детской клептоманией», много. Вот некоторые из них: ребенок не испытывает на себе в достаточной для него мере любви и симпатии со стороны взрослых и сверстников; ребенок ворует, чтобы отомстить родителям и попытаться изменить отношение к себе. Это, как правило, происходит в тех случаях, когда родители больше, чем ребёнку, отдают внимание карьере и личной жизни; кража может быть способом мести, например, однокласснику, у которого ребенок просил вещи, но получил отказ. В этом случае кража – это возможность выхода очень сильной отрицательной эмоции, возникающей у ребенка. Это особый сигнальный знак, который говорит нам, взрослым о выраженном, но неосознаваемом неблагополучии ребенка. Здесь нужна консультация психолога. Если это вариант детской клептомании, а это психиатрический термин, то это достаточно серьезное нарушение, природу которого поможет понять детский психиатр.

– Сейчас первоклассникам не принято ставить отметки за ответы. А ребенок так нуждается в «документальном» подтверждении своих успехов. Какую форму поощрения Вы считаете самой приемлемой для первоклассника?
– Опытный педагог и человек с фантазией обязательно найдет форму для того, чтобы отметить успехи ребенка. Используют разные символы, маленькие наклейки, какие-то пометки. Но это не значит, что ребенка надо всё время хвалить, не замечая его ошибок. Приняв статус ученика, школьник должен учиться оценивать свою работу, видеть слабые места, уметь принимать критику. Но, как и во всём, нужна мера, - отвечает Наталья Свободина. - Оценивание является для ребенка необходимым условием развития. Нам с вами, уважаемые родители, следует учитывать, что «оценка» и «отметка» – это не синонимы. В первых классах не принято ставить именно оценки, тогда как оценивание в форме «звездочек, солнышек, ёлочек» обязательно должно проводиться учителем. Такое оценивание помогает формированию адекватной самооценки учащегося, затем, это очень важная форма предоставления ребенку и родителям некой «обратной связи» о том, как складываются его дела в школе и на что следует обратить внимание и т.д. Для учителя же оценивание служит достаточно активным методом управления учебным процессом. Вы спрашиваете о форме поощрения ученика за устный ответ, как я поняла. На мой взгляд, таким средством может быть поддерживающее слово учителя, возможно похвала, если для ребенка, а это скорее всего так, это нужно, но не ОЦЕНКА. Учеников, а иногда и самих родителей, следует освобождать от «оценочной зависимости». Поэтому отсутствие оценок при условии обязательности позитивного адекватного оценивания – необходимое условие благоприятной адаптации наших детей к школе.

Текст: «Новая газета-1».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


вопрос-ответ