Почему петух закрывает глаза?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов может совпадать. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Политическая озабоченность прессы на минувшей неделе проявилась вовсю. С профессиональной точки зрения здесь разбирать нечего, поскольку журналистика и медиа-бизнес с PR-бизнесом имеют такое же сродство, какое имеют охота и землепашество – и то, и другое доставляют пропитание.

Мелькнул, конечно, здесь один забавный и поучительный момент. Вот, например, как определить, где журналистика и медиа-бизнес, а где PR? Очень просто – по однотемью и однотонности. Большая кампания – разъяснение березниковцам, что «Справедливая Россия» - это не очень красивая партия. Прошло во всех местных печатных изданиях, от «Новой газеты-1» до «Недели-Ру». Кампания поменьше – накат на березниковский филиал «Новогора». Прошло во всех местных газетах минус «Неделя-Ру». В «Неделе-Ру» прошла встречная публикация о том, какой «Новогор» хороший.

А как определить непрофессиональный PR? Ещё проще – непрофессиональный PR осуществляется будто бы в безвоздушном пространстве, без учёта окружающей обстановки, так сказать, от балды. Такова встречная публикация в «Неделе-Ру». Публикация озаглавлена «Новогор прессует город». Оно, конечно, остроумно, креативно и ассоциативно, поскольку речь идёт про опрессовку. Однако, согласитесь, в современном русском языке слово «прессует» имеет не самое гативное значение, нехороший смысл у этого слова в современном русском языке. И теперь, я, как читатель, открываю «Неделю-Ру», вижу заголовок: «Новогор прессует город»… Дальше я читать не буду, потому что, как Новогор прессует, какой он (Новогор) злыдень, мне уже другие городские газеты подробно разъяснили (а в субботу и телевидение добавило). Суть ошибки как раз в том и состоит, что не был учтён факт существования других изданий.

Почему об этом имеет смысл упомянуть в нашей, сугубо журналистской и никак не PR-овской рубрике? Да просто потому, что это весьма распространённая, а для Березников, пожалуй, и самая главная ошибка ведения медиа-бизнеса – игнорировать другие СМИ. Причём, в жизни вроде бы все понимают – другие газеты есть (а ещё есть телевидение и радио), они тоже что-то делают, все внимательно следят за удачами и промахами коллег-конкурентов, пытаются даже таскать друг у друга идеи (что особенно заметно на фоне скудости самих идей), но как доходит дело до создания собственной газеты… Как отрезало. Почему? Загадка из той же серии, что и почему петух закрывает глаза, когда поёт.

Впрочем, несомненная журналистская удача на минувшей семидневке тоже принадлежит «Неделе-Ру». «Березниковец в Антарктиде». Беседа Павла Атискова с Михаилом Сивинцевым, который первым из березниковцев, и вообще первым из пермского региона побывал в Антарктиде, а ещё хочет в Австралию.

Пятёрочку Павел Константинович (Атисков), к сожалению, не заработал – слишком много в этой публикации было упоминаний и прозрачных намёков, что он (Атисков) лично и давно знаком с собеседником. Простому человеку такая слабость,– а я тоже! я тоже рядом стоял! я с этим человеком знаком! - конечно, извинительна, но в журналистском материале она слабостью и является. Поскольку «себя показать» - это совсем не журналистика (как, кстати, и «людей посмотреть»). Нелепо и двусмысленно выглядит и "цитата недели" не первой полосе газеты: "Михаил Сивинцев, полярник: "Да. Никаких женщин. Это принципиально" ( примерно так же двусмысленно как объявление насчёт "Сенсации!" - см. фото).

Однако за счёт собеседника, за счёт, так сказать, фактуры публикация смотрится куда как выигрышно. Так в прежние года начала гласности выигрышно и захватывающе читались материалы про проституцию и коррупцию. Теперь – про Антарктиду. Про то, что не всё в этом мире борьба за власть, отопительные сезоны и Великое Переселение на соседнюю улицу. Про то, что есть, оказывается, где-то настоящая жизнь. Даже так – Настоящая Жизнь, настоящих Людей. И Березники к ней имеют прямое отношение.

Всего и делов-то – выбиться из общей интонации, найти нетрадиционную в данный исторический момент тему публикации, пусть не очень ладную, но - соловьиную руладу запустить в общем кукареканьи, и всё, вот она – хорошая публикация.

Ну почему петух закрывает глаза, когда поёт?

Текст: Александр Наковальня
Фото автора

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова