Одна, совсем одна

Избиратели во многом отдавали свои голоса за президента и его достижения

На прошлой неделе в Казахстане подвели итоги парламентских выборов. В парламент прошла только партия власти "Нур Отан", возглавляемая бессменным президентом Нурсултаном Назарбаевым. Побывавшему в Астане корреспонденту Владимиру Соловьеву многое показалось очень знакомым.

БЛАГОДАРЯ ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ
- Такие ошеломляющие результаты выборов вызывают много дискуссий, - объяснял мне на следующий день после голосования казахстанский премьер Карим Масимов. - Но если приглядеться, то показатели президентских выборов 2005 года и нынешние во многом совпадают, и это благодаря объективным причинам. В том числе благодаря тому, что президент лично возглавил "Нур Отан".

Окончательные итоги парламентских выборов в Казахстане, состоявшихся 18 августа, были оглашены в минувшую среду. Президентская партия "Нур Отан" ("Свет Отечества") получила 88,41%. Больше семипроцентный барьер не преодолел никто, и на следующие пять лет Казахстан получил однопартийный парламент. На президентских выборах 2005 года Нурсултан Назарбаев получил 91% голосов. Одержав тогда победу, он пообещал довести число своих сторонников до 100% и не мешкая взялся за дело. С конца прошлого года "Нур Отан" поглощала другие пропрезидентские партии -- в ее ряды влились партия "Асар" дочери президента Дариги Назарбаевой, Гражданская партия крупного казахстанского олигарха Александра Машкевича, а также Аграрная партия. К началу избирательной кампании в рядах "Нур Отана" оказалось около 700 тыс. членов. За полтора месяца до выборов Назарбаев единогласным решением внеочередного партсъезда был утвержден председателем самой народной партии страны. Ее главным предвыборным лозунгом стало: ""Нур Отан" - вместе с президентом!" Под этими словами подписались звезды спорта, телеэкрана и эстрады, глядевшие на электорат с агитационных плакатов. Технология сработала безошибочно.

- Избиратели во многом отдавали свои голоса за президента и его достижения. И вот итог, - говорил премьер Масимов.
Мировой опыт однопартийного парламентаризма
Казахстан стал единственной страной с многопартийной системой, в парламенте которой представлена лишь одна партия, за исключением разве что африканского государства Джибути. На прошедших в 2003 году в Джибути парламентских выборах Союз за президентское большинство, в который входят четыре пропрезидентские партии, набрал по стране 62,7% голосов. Однако из-за особенностей избирательного законодательства он получил все 65 мест в национальном собрании. Выборы в стране проводятся по региональным партспискам. Партия или блок, победившие в отдельном округе, получают всю его квоту в парламенте. Оппозиционный блок "Союз за демократические реформы", набрав по стране 37,3% голосов, не взял большинства ни в одном из пяти округов и в парламент не попал. Во всех остальных странах однопартийные парламенты появились благодаря законодательному запрету оппозиционных партий и движений.
Чем ближе российские парламентские выборы, тем больше усилий правящая "Единая Россия" прилагает к тому, чтобы ее невозможно было отделить от самого популярного политика страны - Владимира Путина. И хотя реальным лидером единороссов он пока не стал, моральное лидерство за президентом закрепили уже давно. "Владимир Путин - моральный лидер нашей партии,-- провозгласил еще полгода назад вице-спикер Госдумы от "Единой России" Вячеслав Володин. - Мы поддерживаем курс президента". Володину вторит и его шеф Борис Грызлов. "В нашей предвыборной программе основное внимание будет уделено "плану Путина" - так мы называем стратегию развития страны, отраженную в посланиях президента Федеральному собранию", - заявил неделю назад спикер Госдумы РФ.
Мировой опыт однопартийного парламентаризма
В Корейской Народно-Демократической Республике делегировать кандидатов в верховное народное собрание может только "Единый демократический отечественный фронт". В него входят три партии: Трудовая партия Кореи (ТПК), Социал-демократическая партия и Партия молодых друзей небесного пути. При этом конституцией за ТПК закреплена руководящая роль, она контролирует процесс выдвижения и работу не только своих депутатов, но и депутатов партий-союзников. Выборы проводятся в одномандатных округах на безальтернативной основе. Официально объявляется, что каждого кандидата поддержали 100% избирателей.

В нынешних парламентских выборах в Казахстане участвовали семь оппозиционных партий, лишь две из которых - Общегражданская социал-демократическая партия (ОСДП) и партия "Ак Жол" ("Светлый путь") - более или менее известны в народе. Последняя даже была представлена в парламенте прошлого созыва - в нём заседал ее лидер Алихан Байменов. При этом сам Байменов оппозиционером себя не считал. Он, как и лидер "Справедливой России" спикер Совета федерации Сергей Миронов, больше оппонировал партии власти, стараясь при этом не перечить главе государства.

- Нам не важно, как нас называют, оппозиция мы или не оппозиция. Главное - мы демократы,-- внушал мне лидер "Ак Жол" перед выборами. - Мы не считаем, что с властью обязательно нужно враждовать.

Такую позицию в "Ак Жоле" честно считали достаточным основанием для того, чтобы власть позволила им пройти в парламент. Когда в ночь подсчета голосов я заглянул в штаб-квартиру акжоловцев в Астане (она, кстати, находится через дорогу от штаба партии "Нур Отан"), там отмечали второе место. Но по итогам голосования "Ак Жол" набрал лишь 3,09% голосов, и Алихан Байменов изменил свое представление о политической деятельности. Он вдруг потребовал от президента создать комиссию по расследованию массовых фальсификаций, пригрозив в противном случае объявить голодовку.
Мировой опыт однопартийного парламентаризма
В Туркмении члены единственной в стране партии -- Демократической -- занимают все места в халк маслахаты (верхняя палата, 2507 человек) и меджлисе (нижняя палата, 50 человек). Оппозиция законодательно запрещена, и иных легальных партий в стране нет.
Не прошла в парламент и ОСДП, считающаяся реальной оппозиционной силой, но при этом, как и российский Народно-демократический союз Михаила Касьянова, возглавляемая бывшим госчиновником. Впрочем, мнения по поводу оппозиционности этой партии разделились. Один из ее главных лидеров, Жармахан Туякбай, ушел в оппозицию чуть больше двух лет назад. До этого он был во властной обойме - занимал пост генпрокурора страны и считался близким к президенту человеком. В 2005 году, возглавив объединенную оппозицию, он из-за своей пассивности откровенно провалил президентскую кампанию. После этого заговорили, что Туякбай - тайный агент влияния властей.

Формально казахстанский сценарий в России невозможен - законодательство исключает возможность однопартийного парламента. Однако "Единая Россия", имеющая в нынешней Думе 305 мест из 450, уже сейчас нацелилась на достижение как минимум такого же результата. Социологи прочат партии власти 52% голосов.

ЕМУ НЕЛЬЗЯ СЕЙЧАС УХОДИТЬ
Президента Назарбаева роднит с его российским коллегой пристальное внимание к росту ВВП своей страны. Недавно он пообещал, что в этом году рост составит 10%, а размер ВВП достигнет $100 млрд. Хотя по объему ВВП Россия Казахстан значительно опережает, но по темпам роста пока несколько отстает (на прошлой неделе глава Минэкономразвития РФ Герман Греф доложил президенту Путину о том, что за первые семь месяцев 2007 года темпы роста ВВП составили 7,9% в годовом исчислении).

Экономики двух соседних стран похожи, как близнецы: обе основаны на добыче углеводородов. Богатый нефтью и газом Казахстан не только получает сверхдоходы от природных ресурсов, но и строит амбициозные планы по созданию мощного среднеазиатского энергетического альянса, о чем прямо заявил на недавнем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке президент Назарбаев. У России под руководством Владимира Путина схожие амбиции: Москва делает все, чтобы завладеть трубами, по которым на Запад идут нефть и газ из Средней Азии.

На прошлой неделе в энергетической политике Москвы и Астаны появилось еще одно сходство. Министр охраны окружающей среды Казахстана Нурслан Искаков заявил, что работы на шельфовом нефтяном месторождении Кашаган, расположенном в казахском секторе Каспия, могут быть приостановлены из-за нарушений оператором проекта итальянской компанией Eni экологического законодательства страны. Извлекаемые запасы нефти на Кашагане превышают 1 млрд тонн и разрабатываются на условиях СРП. Оператор СРП -- международный консорциум Agip KCO, в котором по 18,52% принадлежит Eni, Total, ExxonMobil и Shell, еще 9,26% -- ConocoPhillips, по 8,33% - "Казмунайгазу" и Inpex. Eni давно впала в немилость казахстанских властей.
Мировой опыт однопартийного парламентаризма
На Кубе Коммунистическая партия по конституции является единственной, но ей запрещено выдвигать кандидатов на парламентских выборах. Этим занимаются народные сходы и общественные организации. Тем не менее все 609 "независимых" депутатов национальной ассамблеи народной власти являются членами Компартии.
- Я не раз публично высказывал недовольство тем, как реализуется проект на Кашагане, - возмещаемые затраты там растут, а срок контракта продлевается, - рассказывал премьер Карим Масимов.- Eni официально подала в правительство документы о продлении срока начала добычи до 2010 года вместо 2008-го и увеличении затрат.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы