Главбух под подпиской о невыезде

Текст: Артемий Достасов

Российский бизнес-роман — это, как правило, не пособие по выбору правильной деловой стратегии и не история успеха: создатели популярной литературы рисуют отечественный бизнес самыми мрачными красками

Привет, — негромко сказал Васильев в трубку. — Тут человечка одного нейтрализовать надо. В рамках социалистической законности, конечно. Надолго. Мешает очень“. “Ну, эту проблему мы на днях решим. Я нашлю на завод налоговую проверку и вашу — как там ее? — Трифонову Валентину Сергеевну мы под монастырь подведем”.

Это не расшифровка телефонной прослушки, это отрывок из романа Александра Медведева “Главбух под подпиской о невыезде”. “Главбух” — типичный образец бизнес-романа; этот литературный жанр сформировался в последние год-два. Русский термин — калька с английского business novel. Джефф Кокс, соавтор двух бизнес-бестселлеров (“Как продать колесо” и “Цель. Процесс непрерывного совершенствования”), следующим образом комментирует этот термин на своем сайте: “Бизнес-роман — это книга с вымышленным сюжетом, в основе которого некая бизнес-схема или опыт бизнеса. И при этом главную свою задачу автор видит в том, чтобы просветить и научить читателя, помочь ему в некотором смысле лучше организоваться. Это назидательный жанр”. А художественный вымысел, объясняет Кокс, помогает читателю более четко понять не очевидные на первый взгляд детали.

Список западных бизнес-романов уже довольно обширен: помимо упомянутых можно назвать еще и классический Deadline Тома ДеМарко — “роман об управлении проектами”, книгу Рэя Иммельмана “Boss: бесподобный или бесполезный” и другие. В полном соответствии с определением Кокса смысл этих книг вполне прагматический: обнаружить и проанализировать выигрышные стратегии поведения в бизнесе.

В России же подобный жанр только разрабатывается. И в качестве строительного материала нового жанра российские авторы используют уже существующие литературные формы. Мы отобрали те бизнес-романы последних двух лет, которые как раз и демонстрируют это разнообразие: в романе Юлии Латыниной присутствуют все признаки экономического триллера, в “Аферистах” Малюгина немало от классического авантюрного романа, в “Рейдере” Павла Астахова — от детектива. В “Английских правилах” Андрея Остальского детективная линия сплетается с лирической, это еще и любовный роман, а “Репортаж о черном “Мерседесе” Александра Прозорова построен как журналистское расследование.

ТАКОГО В КНИГЕ НЕ ПРОЧТЁШЬ
Консультант по управлению, директор консультационной компании “Пятерка” Давид Шустерман считает, что время русских бизнес-романов еще не пришло: бизнес в России молодой, и, чтобы написать о нем глубоко, необходима дистанция. Пока же можно собирать материал: консультант говорит, что в его практике каждый случай — “отдельный, не похожий ни на что роман, из тех, которые нарочно не придумаешь”. Например, такая история: бывший военный организовал бизнес, начал торговать химической продукцией, а потом один его партнер погиб, а другой, бывший кагэбэшник, забрал все деньги и уехал в Канаду. Военный за два года расплатился со всеми долгами, снова открыл бизнес, заработал деньги и нанял бывших сотрудников внешней разведки, чтобы они отловили того парня. Они его отловили и даже привезли в Россию. “И дальше мой клиент, этот самый бывший военный, произносит такую фразу… — делает паузу Шустерман. — "Мне важно было посмотреть ему в глаза". И отпускает его”.

ПАРАД ЭМОЦИЙ
Действительно, говорить здесь о бизнес-стратегии сложно, зато история очень и очень эмоциональная. “Бизнес-роман и должен эмоционально цеплять, быть ярким в художественном отношении”, — говорит Михаил Абакумов, главный редактор издательства деловой литературы “Вершина”, запустившего в прошлом году серию бизнес-романов.

По мнению Абакумова, бизнес-роман “получается”, когда художественная проза оказывается еще и полезным учебником по бизнесу. Но в принципе издатель согласен: хотя бизнес-романы очень неплохо продаются, художественную прозу и пособия по бизнесу пока рано скрещивать.

Помогают ли российские бизнес-романы разобраться в малоизвестных деталях отечественного бизнеса? Некоторые авторы действительно знают бизнес по личному опыту. Автор упоминавшегося уже “Главбуха” Александр Медведев — консультант по налогам и сборам, главный аудитор ЗАО “Аудит БТ”. Александр Малюгин, написавший роман о турбизнесе с красноречивым названием “Аферисты”, тоже в свое время работал в туристической фирме и считает свою книгу вполне реалистической. По его словам, туристический бизнес в России “все еще, скажем так, неадекватен”.

Показательно, что если западные бизнес-романы в основном представляют собой истории успеха, то в их русских аналогах речь обычно идет о банкротствах, обмане, рейдерстве, промышленном шпионаже, устранении партнеров с привлечением органов правопорядка и так далее. “Пятница” отобрала несколько сюжетных ходов, наиболее характерных для отечественных бизнес-романов.

ЗАХВАТ ПРЕДПРИЯТИЙ: 6 ИЗ 7
Конечно, авторы не могли пройти мимо рейдерства. Захват бизнеса описан в шести из семи книг, в двух этот процесс рассматривается подробно. В романе “Главбух под подпиской о невыезде” рассказывается, как рейдеры навязывают некоему заводу кредит, которое предприятие заведомо не сможет вернуть. Но завод находится в стесненных обстоятельствах, деваться ему некуда, и руководство соглашается на любые условия: производство надо продолжать.


Опубликовано: SmartMoney
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


литература