Скрытая сила

Городской парк к выходной день. Какой демографический кризис?

Через семь лет в России, самой населённой стране Европы, будет не хватать 10 млн пар рабочих рук. Кто-то скажет, что Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН cгущает краски, кто-то удивится: а китайцы на что? Но c тем, что России без массированной иммиграции не утолить кадровый голод, не спорит, кажется, никто. Напрасно.

Странно слышать о дефиците рабочей силы в стране со 142-миллионным населением. Вот, например, Великобритания. Население в 2,4 раза меньше, чем в России, а экономика — гораздо больше: по номинальному обменному курсу ВВП Британии больше российского в 2,4 раза, а по паритету покупательной способности — на 23% больше, чем в России. Богатые страны научились развиваться в условиях демографического застоя. Почему бы и нам не попробовать?

Путь, которым шли трудонедостаточные страны Западной Европы в 1960-1970-е гг., — привлечение иммигрантов из стран третьего мира — идеальным не назовешь. Волна ужесточения миграционной политики, охватившая и Европу, и куда более лояльную к приезжим Америку, демонстрирует, что этот путь нельзя считать оптимальным. Основная масса наших мигрантов не может похвастать высокой квалификацией: едет тот, кто востребован, а чем менее развита страна, тем выше в структуре занятости доля неквалифицированного труда. В России она выше четверти. Для сравнения: в Чехии — 21%, в Германии — 17%. Рынок для неквалифицированных мигрантов будет постепенно сокращаться — это уже усвоил Запад, открывший двери для чернорабочих с Востока и Юга и теперь выплачивающий их потомству пособия по безработице.

Так почему бы не попробовать эффективнее использовать те ресурсы, которые у нас есть? Их не так мало: несмотря на то что численность населения сокращается на несколько сотен тысяч в год, Россия в обозримом будущем останется самой населенной страной Европы. Разруха не в жилищно-коммунальном хозяйстве или оборонке. Она в головах.

СТАР И МЛАД
Если людей много, но их не хватает, значит, они не тем заняты. В России работает около 68 млн человек, или 48% всего населения страны. При этом граждан трудоспособного возраста почти в 1,5 раза больше, около 90 млн.

Низкий уровень занятости граждан можно расценивать как последствия болезненного перехода к рынку. Эксперты Международной организации труда неоднократно подчеркивали, что в Восточной Европе уровень занятости очень низкий, даже ниже, чем в Западной, где работает 57% населения. А в России он и вовсе аномально низок, если учесть, что наше население далеко не самое старое. В Польше занятость низка потому, что экономика маленькая, мест на всех не хватает — приходится сантехникам искать себе работу на Западе. В случае России такое объяснение не подходит: уровень безработицы у нас гораздо ниже, чем в Польше, а в основных экономических центрах, например в Москве или Питере, она и вовсе близка к нулю.

Одно из объяснений низкой занятости в России — почти всеобщее высшее образование, ставшее стандартом в нашей стране. О качестве такого образования и недостатке квалифицированных рабочих из-за того, что большинство юношей идут в вузы, стремясь уклониться от службы в армии, говорилось немало. Директор Центра образовательной политики Высшей школы экономики Татьяна Клячко полагает, что от силы 30% студентов получают по-настоящему качественное образование, которое можно назвать высшим. Оставшимся 70% в их дальнейшей карьере “настоящее высшее” часто и не требуется. А значит, им и не нужно проводить на студенческой скамье 5-6 лет — полноценно подготовить многих специалистов, по мнению Клячко, можно за три года. Это высвободит несколько сотен тысяч человек для рынка труда.

На противоположном конце российской возрастной пирамиды — 38 млн российских пенсионеров. Многие просто физически не в состоянии работать, но как минимум 3 млн пенсионеров, по расчетам ИНП РАН, могут вполне полноценно трудиться. Это на самом деле немного по сравнению с другими странами, пенсионный ресурс в России уже широко используется. Россияне не рассматривают достижение пенсионного возраста как сигнал к уходу на заслуженный отдых. Неудивительно, если учесть, что пенсионер может рассчитывать только на 27% от средней зарплаты, тогда как работающий пенсионер — на 80%. По опросам Независимого института социальной политики, 75% наших сограждан намереваются работать еще много лет после того, как достигнут пенсионного возраста. Но удается это лишь 40% — остальным мешает здоровье или желание работодателя избавиться от “старых” сотрудников. Если уровень здравоохранения и продолжительность жизни в России вырастут, пенсионный ресурс может стать одним из основных для российской экономики. Тем более что и работодателям в условиях дефицита кадров придется бережнее относиться к пожилым сотрудникам.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кадровый дефицит