Школьные души

В Перми состоялись общественные слушания, посвящённые переходу к финансированию школьных учреждений не «по потребностям», а в зависимости от числа обучающихся.

«Городская газета» получила мнение об этом форуме одного из организаторов общественных слушаний (псевдоним – Николай Николаев). Публикуется в сокращении: «Форум собрал более 100 человек: руководящих работников, депутатов, учителей и родителей, а также специально приглашенных экспертов. В качестве ведущих выступили известные пермские правозащитники – Игорь Аверкиев и Александр Калих.

Причиной слушаний послужили многочисленные обращения граждан к правозащитникам: людей беспокоила ситуация, сложившаяся с материальным обеспечением школ, соблюдением прав учителей в школах, права детей на бесплатное образование в ходе реформ, задуманных в пермской мэрии.
На общественных слушаниях наилучшее освещение получили проблема подушевого финансирования и связанный с ней вопрос сокращения сети кружков и секций. Мнения зала сразу же резко разделились. Ведущие директора, родители и учителя выступили против этого, госчиновники и ряд директоров - за.

Попытаемся и мы разобраться в проблеме. Подушевое финансирование не представляет из себя чего-то нового. Школа получает фиксированную сумму на содержание каждого ученика. При этом данная сумма покрывает только зарплату работников школ. Однако существовавшее ранее нормативное финансирование также зависело от количества учеников в школе, но в то же время предполагало выделение средств на материально-техническое оснащение школы, и на ее внутренние образовательные программы. Создаётся впечатление, что чиновники от образования решили, поиграв словами, сэкономить значительные средства на содержании школ.

Теперь нормы на материально-техническое оснащение и ремонт не входят в подушевой норматив. Откуда же брать деньги на ремонт? Ряд директоров бодро отрапортовали на слушаниях, что эти средства взялись из «профицита». Удивлению родителей не было предела. Откуда у традиционно малообеспеченных школ взялись доходы бюджета?

Участники слушаний постарались определить этот термин. Выяснилось, что «профицит» – это всего-навсего разница между выделенными на заработную плату педагогов и реально им выплаченными деньгами. То есть прибыль школ возникла за счёт кошелька учителя. При этом, согласно Бюджетному кодексу, никакого права перенаправлять эти деньги на ремонт у директоров нет. Здесь, как говорится, комментарии излишни.

Критическую оценку «оптимизации в дополнительном образовании» дала эксперт Липкина (ПГПУ). Эксперт проанализировала документы, предоставленные чиновниками. По её оценке, в них отсутствовало не только какое-либо научное обоснование процесса оптимизации, но даже общепринятая структура такого обоснования. Эксперт вызвала высочайший гнев вице-губернатора Марголиной. «Так что же, у нас всё замечательно было в дополнительном образовании?» возмущенно воскликнула Татьяна Ивановна. Однако от дискуссии по существу чиновница воздержалась.

Доцент Клименков в своем докладе дал аргументированную оценку деятельности Комитета по управлению развитием системы непрерывного образования города Перми. Он оценил деятельность Комитета неудовлетворительной.

Серьёзное волнение в зале вызвало заявление председателя инициативной группы «За достойное образование» Зотина с требованием отставки руководства комитета по образованию и науке. Выступавший остановился на стиле работы городского комитета по образованию и науке (ГКОНа). По его данным школы, подвергнуты информационной блокаде, там директора не получают на руки приказы ГКОНа, а лишь слушают их на совещаниях.

Решительный эмоциональный отпор данному выступлению высказала зампред ГКОНа Р.Кассина. По ее мнению, Комитет работает для детей и педагогов, и в результате этой работы зарплаты учителей в школах «уже немного, но выросла». Однако преподаватель истории Н. Гурин опроверг данное высказывание. По его сведениям, заработная плата учителей 17 школы-гимназии снизилась в сентябре.

Таким образом, общественные слушания не выявили готовность чиновников к сотрудничеству с общественностью.

На общественных слушаниях были созданы рабочие группы по проблемам образования. В задачу групп входит разработка концепции реформирования образования в г. Перми.

В славном городе Березники проходят не менее (а скорее, даже более) интересные события. В том числе и в отношении образования. Читайте «Городскую газету».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


школы