Чуртанское шоссе. История города Березники

Березниковцы знают об этом по снимкам первой улицы – Пятилетки. Но есть более ранние фото, где посёлки Веретия и Чуртан в окружении леса.

Текст: Марс Мусин

В журнале «СССР на стройке» №5 за 1935 г. было написано: «Рядом с комбинатом в хвойном лесу строится сейчас эта фабрика новых людей – социалистический город Чуртан». Название нового города Березники ещё не устоялось, несмотря на решение ВЦИК партии.

Город стали строить в таёжном массиве, прорубая просеки для зданий и улиц. Березниковцы знают об этом по снимкам первой улицы – Пятилетки. Но есть более ранние фото, где посёлки Веретия и Чуртан в окружении леса. Лично для меня совершенно неожиданным явилось фото 1929-30 года, когда строилось Чуртанское шоссе (см. снимок вверху). Эту фотографию удалось найти в архиве Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова. На фотоснимке видна просека от переезда на Ждановских полях, идущая к березниковскому химкомбинату. Рабочие-дорожники занимаются планировкой шоссе, справа от них начальственное лицо, контролирующее производство работ, которые, хотя и в малой степени, были механизированы – мы видим своеобразный бульдозер тех времён, ровняющий и укатывающий дорогу.

Основным материалом для строительства Чуртанского шоссе был угольный шлак. Источником его в достаточном количестве была ТЭЦ-4, которая работала на каменном угле. Пуск её состоялся 17 ноября 1931 года.

СТАРЫЙ ЧУРТАН
В мои руки попал редкий документ первостроительства города – «Объяснительная записка к годовому отчёту Березникихимстроя на 1 января 1930 года». Не затрагивая объектов производственного значения «записки», обратим внимание на жилищное строительство посёлка, сделав небольшое пояснение.

Посёлок железнодорожников Чуртан при станции Усольская занимал большую территорию будущего города – от железнодорожной станции до деревни Жданово с юга на север и от посёлка строителей БХК – Колхозного городка близ шоссе до проспекта Сталина (ныне пр. Ленина) с запада на восток. Обжитая часть посёлка, называемая в народе Старый Чуртан, имела 6 улиц, идущих параллельно центральной улице Ленина (ныне ул. Березниковская). Улицы имели направление с юга на север, были широкими – до 40 метров. Их прорезали два проулка от проспекта Сталина в направлении к станции Усольская и БХК.

Посредине посёлка протекала лесная речушка Чуртанка с востока на запад и впадала в Каму. Из-за неё в весеннее половодье посёлок утопал в воде. В посёлке были бревенчатые одно-и двухэтажные дома, много зелени – кустарников, деревьев. Вблизи железной дороги был построен клуб в два этажа, самый лучший по тем временам.

Часть Чуртана, где в тайге стали строить первые кирпичные дома ещё в 1929 году, стали называть Новый Чуртан. В разделе «записки» о «Жилстрое» констатируется факт постройки 4 каменных 3-этажных 12-квартирных домов. Это 1929 год, рождение первой улицы – Индустриализации. В «записке» также упоминалось о начале подготовки работ к постройке 14 домов такого же типа – это были замыслы об улице Пятилетки. Трудности строительства заключались в вырубке таёжного леса, планировке местности и т. п. Начальником «Жилстроя» в то время был Дмитрий Николаевич Марин, инициатор названия новых улиц в духе того созидательного времени.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Расскажу о постройке железнодорожной ветки от станции Усольская до Чуртана, с пакгаузом и разгрузочными площадками. Таких веток было построено две: одна на М. Веретии, рядом с вагонным депо, другая севернее, между железнодорожным депо посёлка Колхозный городок до современного железнодорожного переезда и деревни Жданово. В пакгаузах – огромных складах с навесами хранилось оборудование БХК. Этот железнодорожный путь был в конце 30-х годов продлён до магниевого завода.

На момент постройки железной дороги от станции Усольская до Чуртана, как говорится в документах, на Ждановских полях началось активное строительство 2-этажных бревенчатых бараков и брусовых домов. Лично меня удивляет тот факт, что постановлением правительства от 20 марта 1932 года посёлок Жданово не был включён в состав города, это состоялось только в 1934 году. А ведь он был первым городским центром с большой численностью рабочих. Улица Ленина была центральной. скорую руку, не имел никакой зелени, песок и пыль были спутниками проживающих там людей с ранней весны до поздней осени.

ДОРОГА НА БХК
По утрам нескончаемый поток строителей плыл по Чуртанскому шоссе к химкомбинату. Путь этот составлял 2,5- 3 километра. В поток вливались жители окрестных деревень Жданово, Кропачево, Пятково и Колхозного городка.

По обе стороны Чуртанского шоссе были проложены деревянные трапы-тротуары вплоть до пожаркома. Со временем левую сторону шоссе заняли различные механические цеха, с правой стороны было большое болото, где местные жители собирали ягоды. В военные годы там велись торфоразработки.

В те годы пытались организовать перевозку строителей на «антилопах» – крытых грузовых машинах с лавками, затем по железнодорожным путям в маленьких вагончиках. Позже появились автобусы московского автозавода «АМО-4,76» с регулярными рейсами «Содовый – Чуртан», «Промплощадка – Луга».

Асфальтирование Чуртанского шоссе началось в 50-е годы. Пацаны близлежащих посёлков стали кататься от промплощадки до Дворца культуры имени В. И. Ленина на шарикоподшипниковых самокатах, издавая грохот на всю округу. С появлением велосипедов по шоссе стали ездить до Камы, чтобы посмотреть на весенний ледоход.


Источник: «Березниковская неделя» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история

История