Белорусское ТВ, Березники, Хачатурян

То, что глупость и жадность именно белорусских чиновников и дельцов поставили на грань банкротства "Беларуськалий" по белорусским телеканалам не расскажут.

Калийная война белорусского Батьки против «Уралкалия» и Сулеймана Керимова перешла, очевидно, в позиционную стадию (если, конечно, не последует молниеносной операции уралкалийной спецслужбы по освобождению из минского плена генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера). Белоруссия тихо скатывается в экономическую пропасть, Лукашенко ищет, где бы перезанять (например, 40 миллиардов евро у Всемирного банка), «Уралкалий» работает… Следует заметить, что есть в этой истории и моменты, интересные нам чисто с профессиональной точки зрения. Часть этих моментов уже публиковалась в нашей Школе здесь и тут. Но тема не закрыта.

Предлагаем вниманию читателей любопытную – особенно для наших березниковских читателей, потому что, ба, знакомые всё лица – публикацию издания «Белорусский партизан». Оригинальный заголовок публикации: «Как БТ манипулирует Лукашенко» ( БТ в данном случае – «Белорусское телевидение». Видимо, белорусы взяли эту аббревиатуру, чтобы не путать с БТВ, Березниковским телевидением, она же – «телекомпания «Березники»). Оригинал публикации можно посмотреть по этой ссылке. Использована оригинальная иллюстрация

«Белорусское телевидение держит свой фронт в калийной войне белорусского государства против «Уралкалия». «Белорусский партизан» обнаружил грубые манипулятивные технологии государственных пропагандистов, которых активно цитирует президент Беларуси.

Недавно на встрече с российскими журналистами Александр Лукашенко рассказал свою версию конфликта вокруг «Уралкалия». Мол, Баумгертнер сидел перед премьером Мясниковичем нога за ногу и плевал потом на Дом правительства, смеясь. Лукашенко живописал ужасы жизни в городе Березники, где «Уралкалий» добывает соль. Правда, сам Лукашенко там никогда не бывал, но его таланту рассказчика это никак не мешало. «Город-призрак», он уходит под землю, жить там опасно и невозможно – пугал Лукашенко журналистов березниковскими ужастиками. Причем, делает он это регулярно последнее время. Не объясняя, как арест директора компании Баумгертнера связан с жизнью в Березниках. На осторожный вопрос журналистки РБК о том, что может вернуть Баумгертнера в Березники, пусть он там спасает город, а не сидит под арестом в Минске, Лукашенко разразился тирадой про подлых олигархов.

Кто же вкладывает президенту в ушу историю про «город-призрак»? Мы писали о том, что Лукашенко жестоко обманывают, рассказывая небылицы про работу Белорусской калийной компании, компанию, которую белорусские чиновники превратили в курорт для своих детей.Теперь Лукашенко постоянно рассказывает про проваливающийся в бездну город. Мы нашли источник вдохновения. Спасибо белорусскому телевидению.

Белорусское телевидение включилось в калийную войну. Сразу несколько телевизионных групп отправились из Минска в Пермский край, в Березники, где расположены основные рудники «Уралкалия». Сюжеты белорусских журналистов вызывают сильную тревогу за судьбу россиян. После просмотра БТ и других государственных телекомпаний возникает впечатление, что целый город вот-вот уйдет под землю и жителей Березников надо срочно спасать, и спасает их, конечно, же Александр Лукашенко, арестовав генерального директора «Уралкалия».

«Как крупный промышленный центр превращается в город-призрак» - называется сюжет БТ. Автор Максим Короткин. Он безжалостен к наглым воротилам российского бизнеса и рисует жуткие картинки: «Когда-то Березники задумывались как современный производственный центр. Еще бы: здесь строили Уралкалий - один из крупнейших в мире калийных комбинатов. Однако прошли годы, и Березники стали напоминать не город-сад, а, скорее, русскую Атлантиду. С той лишь разницей, что погружаются не в морскую пучину, а в буквальном смысле слова уходят под землю. Впрочем, с Атлантидой Березники роднит символизм. Они тоже символ - только не ушедшего золотого века, а бесхозяйственности и наплевательского отношения к людям. Причем, кадров современного упадка нет – только старая хроника 2007 года провала почвы под одним из рудником. Журналист БТ д не удосужился поснимать местных пьяниц и выдать из за несчастных работников «Уралкалия».

В сюжете есть женщина, которую распределили в Пермь из Беларуси, и которая явно хочет вернуться домой на пенсию. Она охотно рассказывает об ужасах жизни в Березниках. "Это началось со сменой владельца. Когда предприятием владели люди с местными корнями, они еще заботились о земляках. Когда пришли другие - то что им до местных жителей?"

«Удивительно, но провал шахты в Березниках когда-то оказался на руку директору «Уралкалия» Баумгертнеру», - делает парадоксальный вывод автор сюжета. Он даже не удосужился выяснить, что Керимов и Баумгертнер пришли на «Уралкалий» через несколько лет после всех провалов почв. Но любопытно даже не это, а то, как пропагандист БТ извращает интервью с людьми и вырывает из них только выгодные ему цитаты.

В сюжете есть главный редактор «Городской газеты» Михаил Хачатурян. Его цитаты как бы подтверждают хлесткие выводы журналиста белорусской телекомпании. Однако опытный Хачатурян записал на диктофон то, как он давал интервью БТ. Он подозревал, что его слова вырвут из контекста, но не думал, что сделают это настолько нагло.

Вот фрагмент сюжета:

Авторский текст за кадром: Сейчас начинают говорить, что, по сути, нужно весь город переселить на другой берег Камы. Что характерно, все расходы на это будут нести местный и федеральный бюджеты. Владелец предприятия, которое дает ему миллиарды долларов, остался в стороне.

Михаил Хачатурян, журналист: "Городской, федеральный и краевой бюджеты финансируют. Около 8 миллиардов надо на переселение горожан".

Авторский текст за кадром: О социальной ответственности серьезного бизнеса разговор даже не идет. А если идет - то какой-то бессмысленный. Уралкалий, например, помог построить поликлинику и детский сад. Только в одной некому работать, в другой - некому ходить. Но галочка в графе "доброе дело" поставлена, а остальное владельцев Уралкалия не интересует. На это горожане отвечают Керимову и Баумгертнеру "взаимностью".

На самом деле Михаил Хачатурян говорил о том, что и «Уралкалий» платит за переселение людей в новые дома. И работники "Уралкалия" отправили Лукашенко коллективное письмо с просьбой отпустить домой Владислава Баумгертнера.

Хачатурян: Сейчас да, то есть, там деньги предприятия, «Уралкалия», деньги федеральные и часть денег, по-моему, края. Там, по-моему, порядка 8 миллиардов требуется на переселение части горожан.

Короткин. Для достаточно небольшого города это, наверное, проблема?

Хачатурян: Переселяются, в основном, хрущевки. Поэтому я бы сказал, что это в какой-то степени даже благо. Вот в Москве сносятся хрущевки без всяких провалов, потому что они уже в таком состоянии, морально устарели. И я не думаю, что это катастрофа для жителей, если их переселят в новые дома. Я вот сам живу в таком доме хрущевского типа, и если построят такие хорошие добротные дома, мне кажется, это благо для горожан.

Часть домов строят предприятия, калийные. Сейчас у нас пришли новые фирмы - Акрон, Еврохим. И «Уралкалий» тоже собирается строить для своих работников целый микрорайон. То есть, предприятия строят, не все, но вот эти вот большие предприятия, имеющие большое значение для бюджета городского и краевого, они строят".

Белорусский журналист записал большое интервью с главным редактором «Городской газеты», но выдал из него только одно предложение.

Хачатурян: Меня вообще интересует ваше журналистское отношение вот к этой ситуации, такой абсурдной, с Баумгертнером, что человека, приехавшего на деловые переговоры, задержали, взяли в заложники, можно так сказать. Как вы лично, как журналист, к этому относитесь?

Короткин: Ну, смотрите, как я к этому отношусь, как журналист. Я бы поостерегся называть это беспределом, хотя бы потому, что документы на это дело получил Интерпол, а это организация, очень щепетильно относящаяся ко всем делам, которые у них в производстве. То, что касается не политических, а уголовных дел – они очень тщательно проверяют, ну, не то что проверяют, а они смотрят на доказательную базу. И если у них нет вопросов к доказательной базе, они ее принимают. Поэтому здесь, мне кажется, стоило бы дать эту ситуацию на откуп специалистам, скажем, в области права. Поэтому причин опровергать то, что говорит Следственный комитет республики Беларуси, у меня, в общем-то, нет.

Х.: Цель приезда мне как журналисту понятна. Вас интересуют Березники, сейчас город на слуху, топ-менеджер компании оказался в такой ситуации..

К.: Неприятной, я бы сказал, ситуации.

Х.: Мне кажется, она неприятная для самой Беларуси, для страны такое задержание оно даже позорное, такое взятие заложника.

К.: Ну, я бы не стал говорить про заложника. Я когда комментирую эту ситуацию, я говорю фразой российского аналитика Михаила Делягина. Когда я брал у него интервью, то сказал, что многие смотрят на БаумгАртнера как на заложника, а он ответил: есть все-таки в мире страны, где законодательство соблюдается, и приезд к высшему должностному лицу не освобождает от ответственности, если ты нарушил закон. Вот это его фраза. И я, в принципе, с ней бы согласился.

К.: Вообще, как люди относятся к ситуации с провалами? Вот они тут живут, и от этого никуда не уйти.

Х.: Я бы сказал, что березниковцы спокойно относятся. Как журналисту, мне ведь приходится общаться. Я не ощущаю какой-то паники, желания куда-то бежать. Город достаточно перспективный, потому что здесь много предприятий. Я вот не знаю другого такого города с таким населением, где работает столько крупнейших мировых предприятий, как в Березниках. Поэтому здесь всегда будут и доходы, и работа. Сюда, вообще мне кажется, должны приезжать. Так будет через несколько лет. Потому что город перспективен, в основном, конечно, для технических специалистов. Может быть, даже из Белоруссии кто-то захочет приехать к нам на работу.

К.: Ну, если хорошие условия.

Х.: Высокие заработки. У вас вот, например, если в долларах, какие- заработки?

К.: Смотря где.

Х.: Ну, в Беларуськалии?

К.: Я не назову цифру, потому что на сто процентов не владею, уже больше года не живу в Беларуси. Но если взять средние цифры, то там, конечно, получают прилично больше среднего уровня. У калийщиков зарплата – одна из самых высоких в Беларуси, где-то на уровне айтишников, приблизительно.

Х.: А средняя зарплата?

К.: Средняя зарплата в Беларуси приближается к 600 долларам. Некоторые категории на порядок выше зарабатывают, традиционно – шахтеры, программисты. Топ-менеджмент тоже сейчас подтягивается в коммерческих компаниях, у них хорошие зарплаты.

А как в Березниках воспринимают информацию о том, что Интерпол объявил в розыск Керимова, владельца Уралкалия?

Х.: Вы знаете, вообще те, кто работает на предприятии, относятся ко всему как патриоты, очень ревностно и, конечно, они все это принимают ближе, и особенно задержание топ-менеджера. Конечно, это не может оставить никого равнодушным. Переживают, кто-то возмущается. А в целом горожане относятся к новостям достаточно спокойно.

А белорусский президент сейчас выезжает в какие-то страны, на Запад?

К.: Конечно. Вот несколько лет назад он в Литве был, в Италии папа Римский его принимал.

Х.: Считается, что он персона нон грата.

К.: Ну, не знаю. Это вот как список Магницкого в России. Что-то похожее когда-то действовало в отношении Беларуси. Ездил наш президент в Европу, и все вроде бы было нормально. Другое дело, что, может быть, сейчас нет таких вопросов у Европы и Беларуси, которые нужно было бы решать на уровне президентов. Потому что сейчас общение идет в основном в рамках Таможенного союза. С Европой у нас чисто экономические отношения, а политические поддерживаются стабильно на определенном уровне.

Х.: На мой взгляд, журналисты могли бы сыграть позитивную роль в решении проблемы с задержанием Баумгертнера (хотелось бы, чтобы мои слова вошли в сюжет, если вы будете его делать), потому что мы ведь общаемся и можем судить объективно о каких-то вещах. Такие контакты были бы полезны. Потому что политики не всегда друг друга понимают, и они общаются часто нотами протеста.

К.: Белорусская сторона ситуацию с Баумгертнером не политизирует. Работает следственный комитет, документы переданы или передаются в генеральную прокуратуру России, которая ситуацию не комментирует тоже. Идет следствие, потом будут сказаны какие-то слова, возможно политические. Песков сейчас выступил и призвал ситуацию не раскачивать. Когда будет ясность у следствия, тогда можно будет о чем-то подробно говорить. А что касается визитов журналистов, то было бы очень здорово. Вот я сейчас проехал по вашему городу, а несколько лет назад был в Солигорске. И вот увидел разницу в двух городах, в Березниках очень много торговых центров, а социальную сферу я не заметил. Больницы, школы, - может, просто не попадались, но не заметил. В Солигорске по-другому: Беларуськалий содержит больницу, у них свой центр спелеолечения, футбольный клуб, спортшкола, стадион. То есть, видно, что социально ответственное предприятие. Может, я не прав, и Уралкалий тоже социально ответственное предприятие. А может Уралкалию стоит перенять такой опыт у Беларуськалия?

Х.: Мне кажется, то что вы заметили много торговых центров - это положительный знак, это говорит об уровне благосостояния людей, у них есть деньги. Может, не надо много больниц, а больше увеселительных заведений. Вообще это говорит о высоком уровне жизни. А что касается социальной ответственности, то Уралкалий выполняет все те функции, которые должны быть у социально ответственного предприятия. Есть и лыжная база, и профилакторий, да и не только у Уралкалия, а у Ависмы и у других, у Азота.

Х.: А с кем в Перми общались?
К.: С разными. Чтобы разные точки зрения были представлены.

Разные точки зрения белорусскому пропагандисту представить в сюжете так и не удалось. Более того, одновременно с Первым каналом белорусского телевидения и другие каналы – ОНТ и СТВ – выдали трагические сюжеты о провалах в Березниках.

«Российский город шахтёров «Березники» растёт не столько вширь, сколько вглубь. Три огромных воронки – результат эксплуатации калийных шахт, они грозят поглотить городок вместе с его жителями», - это цитата с ОНТ.

«Непонятно пока, уходит ли у олигарха Керимова земля из под ног, но вот то, что Березники буквально проваливаются, очевидно. После того, как в шахтерском городе начали орудовать менеджеры так называемой «новой формации» жители узнали много нового. Не только, то, что тратить деньги на социальную сферу не выгодно. Но и, например, что такое рейдерский захват редакции местной газеты, что такое «провал». Представьте себе яму в черте города глубиной 200 метров. Как оказалось, такое бывает не только в голливудских фильмах-катастрофах», - это уже из репортажа СТВ.

Задание журналисты, похоже, выполняли одно. Тексты им писали почти под копирку. Везде одно и тоже видео - 2007 года. И делали все для одно единственного зрителя – президента Лукашенко. Его именем прикрывают аферу с уголовным делом против главы «Уралкалия». Именно Лукашенко выставляют на посмешище ушлые белорусские деятели. Он же войдет в историю как диктатор и самодур, а они тихонько отползут в сторону с накопленным народным добром. И то, что глупость и жадность именно белорусских чиновников и дельцов поставили на грань банкротства "Беларуськалий" по белорусским телеканалам тоже не расскажут».


Подготовил к публикации специальный обозреватель "Иной газеты"

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


PR

Школа Лучникова