Задача "Уралкалия" - найти и удержать

Текст: 
Яна Агеева

Только не начинайте перечислять, загибая пальцы: современная техника, качественная продукция, развитый рынок сбыта… Ответ куда проще: люди, квалифицированные специалисты, которые обеспечат и бесперебойную работу современной техники, и выпуск конкурентоспособной продукции, и найдут, куда ее сбыть по выгодной цене.

Люди даже диссертации на данную тему защищают, исследования пишут. Так, существуют математические данные, каково должно быть – теоретически – соотношение специалистов на успешном предприятии. На одного инженера – минимум 7 квалифицированных рабочих, 4 специалиста со среднетехническим образованием, «половинка» ученого. Это соотношение, выведенное японцами (что позволяет считать его близким к истине), рисуется в виде пирамиды, базис которой – рабочие и специалисты, далее – «1/2 ученого» и инженер. Эту пирамиду рекомендуется пропорционально, начиная с базиса, надстраивать, чем она крепче, тем успешнее работа предприятия. А вот «убирать» или уменьшать уровни пирамиды не рекомендуется: она, как минимум, скособочится, а, скорее всего, рухнет. Из «пирамидальных» рассуждений следует: если нет базиса (рабочих и специалистов), то, собственно, и вся остальная «надстройка» не нужна.

Обеспечить именно этот «базис» промпредприятия сильными профессионалами – самое сложное.

О кадровом голоде на рабочих и специалистов каждое промпредприятие знает не понаслышке и, конечно, разрабатывает и применяет свои методы привлечения и удержания «базиса». По информации российского кадрового холдинга «Анкор», почти 80% производственных компаний России привлекают и удерживают рабочих, специалистов и инженеров социальными гарантиями типа дополнительных дней оплачиваемого отпуска и страховкой от несчастного случая; 60% оплачивают дополнительное медицинское страхование, и только 20% – по всей стране! – занимаются воспитанием будущих кадров со школьной скамьи.

В эти 20% входит и «Уралкалий», реализующий вот уже много лет большой проект по привлечению на работу востребованных специалистов.

Всё начинается с мероприятий по профориентации, которые проходят в школах ежегодно. На этих мероприятиях специалисты-калийщики рассказывают о своих трудовых буднях: кто-то готовит презентации, кто-то прямо в школьные кабинеты приносит приборы и оборудование, а кто-то выводит учеников «в поле» и показывает реальную работу. Как правило, мероприятие заканчивается захватывающей дух экскурсией на предприятие и обновленный, современный, необычный корпоративный музей. Это – первый шаг навстречу друг другу компании мирового уровня и березниковских школьников.

Второй шаг – целевой набор на обучение в вузах. Школьники, желающие получить высшее образование в партнерстве с «Уралкалием», проходят строгий отбор: участвуют в олимпиадах по физике, математике, химии, которые организует промпредприятие совместно с вузами, затем – конкурс результатов ЕГЭ, и вот в руках бывшего школяра студенческий билет, а также стипендия от предприятия, производственная практика на «Уралкалии» и – в будущем – рабочее место в престижной компании.

Наталья Вольвач, начальник управления подбора и развития персонала «Уралкалия», неоднократно подчеркивала, что «Уралкалий» давно сотрудничает с различными вузами, и выпускники березниковских школ, проходившие обучение по целевому набору, уже вернулись на предприятие и успешно работают. А значит, работает и метод привлечения специалистов.

В этом году 12 «целевиков» учатся в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ) по направлениям, востребованном в компании: горные машины и оборудование; подземная разработка рудных месторождений; маркшейдерское дело; химическая технология неорганических веществ; электропривод и автоматика технологических процессов горно-нефтяного производства.

Максим Спиридонов, первокурсник ПНИПУ, увидел объявление о целевом наборе «Уралкалия» по телевизору, сразу оценил самое для себя главное – после обучения в вузе у него будет рабочее место. Посоветовался с мамой и решил: надо заключать договор.

– Максим в школе увлекался спортом: бокс, «качалка», – рассказывает Елена Витальевна Спиридонова, мама парня. – Он долго не мог определиться, куда ему подавать документы, а когда увидел объявление, сразу решил, что пойдет учиться по целевому набору. Он у меня самостоятельный, сам решил все. А мне его решение, конечно, понравилось. Во-первых, он учится на бюджетном месте, во-вторых, будет получать стипендию от предприятия, а для нашего семейного бюджета эти два «плюса» – отнюдь не маленькое подспорье.

Недавно Максим приезжал домой, поделился с мамой: учиться тяжело, не то что в школе. Но желание стать горным инженером и обеспечить себя достойной работой на известном предприятии сильно, и парень старается.

У Станислава Пирожкова история поступления по целевому набору немного другая – он полностью положился на родителей в выборе вуза, хотя с выбором специальности давно определился – хотел стать маркшейдером.

– Я работаю на «Уралкалии», у нас есть друзья – маркшейдеры. Стас по их рассказам отлично представлял себе, чем занимаются эти люди, и давно мечтал тоже работать по этой специальности, – делится мама Станислава Надежда Павловна Пирожкова. – Учился он в школе № 3, и учился хорошо, а когда сдал ЕГЭ на 216 баллов, нам стали звонить сразу с нескольких предприятий и предлагать обучение по целевому набору. Были предложения поступать в Москву и Пермь.

На семейном совете мама, папа, Стас и его сестра приняли решение заключить договор с «Уралкалием». Почему?

– Мы взвесили все плюсы: сын вернется домой и будет становиться профессионалом рядом с нами, это раз. Есть реальный шанс трудоустроиться молодому специалисту без опыта работы, это два. «Уралкалий» – надежное предприятие, работать здесь престижно, это три, – продолжает Надежда Павловна. – К слову, на «Уралкалии» и родители мои работают, так что у нас сложится целая династия, это тоже замечательно. А еще нам очень понравилось, что ребят, которые заключили договор на целевое обучение, свозили в университет, все показали, рассказали, в музей «Уралкалия» сводили, рассказали о работе на предприятии. Мы довольны.

Сам Станислав признался в телефонном разговоре, что даже с хорошими баллами на ЕГЭ боялся не пройти на бюджетное место. А с договором об обучении по целевому набору эти опасения перестали его мучить. Осталось только хорошо вуз окончить – и путевка в жизнь готова.

Химическая технология неорганических веществ – специальность серьезная, сложная, но Дарья Коновалова хотела заниматься только ею.

– Она полюбила химию сразу, как только ее начали изучать в школе, – говорит Андрей Валерьевич Коновалов, папа Даши. – Даша очень самостоятельная, поэтому я даже не удивился, когда она пришла ко мне и сказала: «Заключаем договор с «Уралкалием», буду учиться по целевому набору». Мне эта идея очень понравилась. Работу после вуза не искать, на практике, которая ей обеспечена, увидит работу и то предприятие, куда ей предстоит прийти после вуза. И на предприятии ее увидят, оценят. И потом, кто ж против, чтобы его ребенок оперялся под родительским крылом?

Даша уверена, что за химией – будущее. Именно поэтому ее выбор был быстрым и однозначным: Пермь, ПНИПУ, ХТНВ.

– Я не была уверена, что пройду на бюджет, потому что в университет было очень много подано заявлений. Список был просто огромный, знаете, как мне стало страшно? А потом, когда я уже держала в руках договор с «Уралкалием» на целевое обучение, страха как не бывало – только желание поскорее заняться любимым предметом, – рассказала Дарья Коновалова.

УЧЁБА КАК ЗАБОТА
Высшее образование за счет предприятия – «тема», которая не только обеспечивает приток новых калийщиков, но и удерживает «стажистов». Известно, что карьерный рост – потребность многих целеустремленных и талантливых людей, но реальным он становится только после получения высшего образования. Как быть, если ты как раз таков, но вовремя вуз не закончил, а сегодня вроде бы и готов учиться, но вся зарплата уходит на семью? В «Уралкалии» возможно и это: окончить вуз за счет компании и подняться по карьерной лестнице на энное количество ступенек.

«Здесь к работникам по-другому относятся», – эту фразу произнесла Оксана Шишигина, инженер-сметчик первой категории. Оксане есть с чем сравнивать. После окончания строительного техникума она поработала в нескольких частных компаниях, поняла, что знания надо наращивать, и поступила в Березниковский филиал ПНИПУ. К ее учебе нигде не проявили интереса – для себя человек учится. А когда она пришла на работу в «Уралкалий», почувствовала себя нужным специалистом:

– Здесь зарплата стабильная, карьерный рост виден – я пришла на работу со 2 категорией, а уже через год ее повысила. В отделе, где я работаю, узнали, что я учусь в вузе, предложили поучаствовать в программе. Теперь предприятие оплачивает мое обучение. Это не только облегчает финансовое положение семьи, но и приятно, что о тебе заботятся.

Учится за счет «Уралкалия» и коллега Оксаны Анастасия Дмитриева. Ее история, словно под копирку с Оксаниной написана: окончила техникум, работала на нескольких предприятиях, пришла в управление «Уралкалия», почувствовала себя нужной.

– Я практику проходила здесь, еще когда в техникуме училась, – рассказывает Анастасия. – Но вакансий в отделе не было, так что сюда я пришла, когда место появилось. И очень рада. Я тогда училась в политехе, перешла на 2 курс. Мне подсказали, что можно обучаться за счет предприятия, и я подписала договор на обучение.

А что до экономии семейного бюджета, Настя поделилась, что теперь родители, которые платили за ее заочное обучение, смогли сделать ремонт в квартире, который откладывали уже несколько лет. Более 40 тысяч рублей – хорошая экономия.

Денис Верещагин пришел работать на БКПРУ-2 в 2010 году. Ему было почти 40, и он был первокурсником.

В 90-е годы, когда Денису после армии хотелось получить высшее образование, ему было не до этого. В стране все было нестабильно, и молодому мужчине нужно было деньги зарабатывать, семью кормить. Он пошел работать, был машинистом буровой установки, получал зарплату, растил двоих детей.

А потом, когда ему исполнилось 39 и жизнь более менее стабилизировалась, Денис понял, что знаний не хватает, что подниматься по карьерной лестнице мешает отсутствие образования. И поступил на вечернее отделение БФ ПНИПУ. А потом перешел в шахту Второго калийного машинистом горно-выемочных машин.

Денис нашел время ответить на несколько наших вопросов.

- Трудно совмещать работу с учебой?
– Сейчас уже не очень, а вот когда я переучивался с машиниста буровой установки на машиниста горно-выемочной машины, на курсах учился – вот тогда было сложно: две учебы, работа, семья…

- Вы работаете по сменам, как вам удается на учебу вечером попадать?
– Иногда пропускать приходится, куда ж денешься, а потом переписывать лекции у однокашников. Представляете, взрослый дяденька у мальчишек тетрадки берет переписывать! Иногда себя таким юным чувствую (улыбается).

- Как получилось, что «Уралкалий» начал оплачивать вашу учебу?
– Когда я пришел на предприятие, я уже учился на первом курсе. Об этом узнали и предложили поучаствовать в программе. Была целая комиссия – тесты писал на логическое мышление, внимательность и так далее. И вот, получилось.

- Коллеги ваши поддерживают ваше стремление к знаниям?
– Все с пониманием относятся, поддерживают. Я ведь не единственный, кто высшее образование получает, нас таких много.


Источник: "Березниковский рабочий" (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


калийная промышленность