Если не суицид, то убийство

Текст: Марина Сизова

«Пермские новости» попытались бегло проанализировать, что из списка школьной литературы может не угодить яростным ревнителям 436-го закона.

Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание»
Инструкция по убийству старушек. Детально и подробно описана подготовка и само убийство. Да ладно бы одно убийство.

«Удар пришёлся в самое темя, чему способствовал её малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела ещё поднять обе руки к голове. В одной руке ещё продолжала держать «заклад». Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула, как из опро­кинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к её лицу; она была уже мёртвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой».

Николай Карамзин. «Бедная Лиза»
Инструкция, как нужно поступить, если тебя бросил твой парень. Побуждение к суициду.

«Лиза очутилась на улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» – вот её мысли, её чувства! <…> Тут она бросилась в воду. Анюта закричала, заплакала, но не могла спасти её, побежала в деревню – собрались люди и вытащили Лизу, но она была уже мёртвая. <…> Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле. <…> Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь её от ужаса охладела – глаза навек закрылись. Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»

Одним словом, как после выхода повести сострили остряки: «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста. Топитесь, девушки, в пруду довольно места».

Александр Островский. «Бесприданница».
Инструкция по разрешению семейных споров и расправы с неверными жёнами. Побуждение к убийству.

Карандышев (вставая). О, не раскайтесь! (Кладёт руку за борт сюртука.) Вы должны быть моей.
Лариса. Чьей ни быть, но не вашей.
Карандышев (запальчиво). Не моей?
Лариса. Никогда!
Карандышев. Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в неё из пистолета.)
Лариса (хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас! (Опускается на стул.)

«Гроза»
Инструкция по разрешению любых проблем. Побуждение к суициду.

Катерина: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. Что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо! Так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придёшь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь… Умереть бы теперь… Что поют? Всё равно, что смерть придёт, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Инструкция о том, как избавиться от соперников и как наказать родителей, если те не соглашаются на свадьбу. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Побуждение к суициду.

Джульетта:
Что это?
Скляночка в руке Ромео?
Так, значит,
ядом оборвал он жизнь?
У-у, жадный. Выпил
до последней капли.
А мне что делать?
Поцелую губы.
Авось на них ещё остался яд -
Моё лекарство лучшее.
А губы
Теплы!
Сюда идут? Скорей, скорей!
О, счастье!
Кинжал Ромео!
Ножны вот твои!
(Закалывается.)
Покойся здесь –
и дай мне умереть.
(Падает.)

Михаил Лермонтов. «Мцыри»
Инструкция по неоправданному убийству диких животных.

«Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».

Иван Тургенев. «Муму»
Садистское убийство домашних животных.

«А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой, в последний раз посмотрел на неё… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги».

Лев Толстой. «Война и мир». «Анна Каренина»
Концовка «Анны Карениной» – комментарии излишни. Можно расценить как побуждение к суициду.
Ну любят у нас писатели-мужчины женщин «убивать». И не просто убивать, а чтоб они сами… Четыре же тома «Войны и мира» – это уже издевательство над детской психикой.

Сергей Есенин. Стихи.
Инструкция по обращению с женщинами. Просьба – не применять!
Цикл стихотворений «Москва кабацкая». Самые безобидные строчки:

«Что ж ты смотришь так синими брызгами
Или в морду хошь?»

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Отрубленные головы, обитатели психушки, нехорошие квартиры, покойницы, лезущие в окна, отравление главных героев и вновь их воскрешение – сплошная чертовщина и повод для психического расстройства несформировавшегося детского сознания.

«Тысяча и одна ночь»
А вдруг дети доберутся до полного варианта сказок? А там – сплошная эротика.

Максим Горький. «Старуха Изергиль»
Пропаганда частой смены партнёров и отрицание семейных ценностей.
Бурной жизни неугомонной старухи отчасти кто-нибудь даже может позавидовать.

«…Я жила с матерью под Фальми, на самом берегу Бырлата; и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, весёлый. Точно он уж знал всех красавиц до меня! Я дала ему вина и варёной свинины… А через четыре дня дала уже и всю себя… Мы всё катались с ним в лодке по ночам… Он был рыбаком с Прута, и потом, когда мать узнала про всё и побила меня, уговаривал всё меня уйти с ним в Добруджу и дальше, в дунайские гирла. Но мне уж не нравился он тогда – только поёт да целуется, ничего больше! Скучно это было уже. <…> Она меня познакомила с молодцом. Был хорош… Рыжий был, весь рыжий – и усы, и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь, да и впилась зубами в щеку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала её…
– А рыбак куда девался? – спросил я.
– Рыбак? А он… тут… Он пристал к ним, к гуцулам. Сначала всё уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом – ничего, пристал к ним и другую завел… Их обоих и повесили вместе – и рыбака, и этого гуцула. Я ходила смотреть, как их вешали. <…> А то ещё турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила – ничего… Но скучно стало… всё женщины, женщины… Богатый он был, этот турок. И сын у него уже был – чёрненький мальчик, гибкий такой… Ему лет шестнадцать было. С ним я и убежала от турка… Убежала в Болгарию, в Лом-Паланку… Там меня одна болгарка ножом ударила в грудь за жениха или за мужа своего – уже не помню».

А потом был монашек, а потом шляхтич, а потом мадьяр… Потом снова шляхтич…

Марк Твен. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
Пропаганда детского бродяжничества.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс