Замуж за дракона

Текст: Марина Сизова

Кто попадает в дом через печную трубу? Кого привлекают людские страдания? Кто требует жертв? Кто любит человечину? Добро пожаловать в мир пермских драконов! С фольклорными материалами об огнедышащих чудовищах нас знакомит доктор исторических наук, известный пермский этнограф Александр Васильевич Черных.

– Ты что, не слышал про нашего дракона?
– Я нездешний.
– Ну и что? Все обязаны знать нашего дракона!
(к/ф «Убить дракона» по пьесе Евгения Шварца)

ТОСКУЮЩИЙ
Среди жителей Пермского края существует такое поверье, что когда умирает муж и жена начинает тосковать, к ней в образе мужа прилетает мифический любовник – огненный змей. Зовут его Тоскующий. Особенно часто Тоскующий появляется во время войн и в послевоенные годы. Понятно, почему: мужиков-то нет. А без мужиков – тоска зелёная. Правда, какой из себя Тоскующий – зелёный ли, чёрный – никто толком не знает. Видели – что с хвостом, огненный, большой и страшный – со страху ещё не то померещится! Прилетает с гостинцами, чаще с конфетами, которые на проверку оказываются козьими какашками – «горошками».

«У ней мужик был в плену в германску-ту войну. А я вечеровать к ей пришла. Она стоит так на кухне. А я эдак сидела, пряла, против окошка. А там амбар стоял, против амбара-то такой свет сделался. Я вот видела своими это глазами. Весь в искрах, большуш-ший, как ровно метла большущая, голова есть. Видеть, что как голова, круглое будто. Сзади как хвост, как метла», – поведала учёному про свою соседку жительница Куединского района.

Другая бабушка рассказала этнографу такую историю. В Великую Отечественную, когда она ещё была мелкой, от отца пришла похоронка. И мать затосковала. Встанет среди ночи, выйдет на улицу и стоит, разговаривает с «отцом». Не то что о любви, больше жалуется по-бабьи: «Картошки шибко мало накопала, чем я ребят-то кормить буду». Как только, мол, полночь стукнет, так сразу мать норовит выйти куда-нибудь на улицу, в хлев, в сарай. И везде ей муж погибший мерещится.

Старухи деревенские и её, и ребят не раз предупреждали: «Какой-то сноп над вашей избой рассыпается, ведь отец летает, чё вы с матерью ниче не делаете, уведёт ведь он её».

Детям страшно, конечно. И дом вместе со старухами маком обсыпали (говорят, помогает отпугнуть чудище), и на помеле вокруг усадьбы в сумерки скакали. Перестал летать.

ФЫРКНУТЬ КИПЯТКОМ
Сожительство с «приходящим мужем» не сулит ничего хорошего. Поэтому борются с драконами как могут. На войне с нечистой силой все средства хороши. Магических приёмов избавиться от «огненного» много. Можно навтыкать кругом берёзовых палок, молитву прочесть, переждать опасность на печи (куда нечисть не сунется), засунуть под подушку топор или крест, снятый с покойного, попариться трёхгодовалым веником, а лучше «сгульнуть» с реальным, а не мифическим мужиком.

В деревне Верхний Тымбай Куединского района женщина сильно сокрушалась, что не обварила дракона кипятком. Муж у неё умер. И года два всё приходил, просился «под тёплый бочок».

«Лёнька-то пришёл, двери отковыриват, отковыриват: «Пусти меня, – говорит, – замёрз». И двери-то у меня открылися. Он стоит в фуфайке и шапке и говорит: «Чё ты меня выганивашь?» Слышу, по крыльцу подымается и шагает».

Надо было, говорит женщина, его «кипятком фыркнуть».

Иногда для того, чтобы выгнать супостата, достаточно того, чтобы человек опознал дракона (приходит он не только к вдовам, ко всем, кто тоскует по умершим), а для этого нужно увидеть или дотронуться до его спины, и всё станет ясно.

«К одной девушке мама мёртвая стала приходить, рассказывала мне одна крестьянка из села Большие Кусты, – вспоминает Александр Васильевич. – В Пасху дочь шаньги делала. К ней мать пришла, села у печки: «Фу, устала. Сегодня у нас корова отелилась, красную тёлочку родила. Пеки шаньги, поедем доить». Дочь сзади зашла, видит: у неё из-под стула хвост торчит, и ноги ко­ровьи. С соседями утром поехали – и вправду корова отелилась».

Как отвадить мать-дракона, научили соседки: «Кипяти самовар, чашки поставь, срядись красиво. Мать спрашивать будет: «Ты чего такая красивая-нарядная?» Отвечай: «Я замуж выхожу». – «За кого?» – «За родного брата». – «Да разве за родного брата выходят?»

На что девушка должна ответить матери: «А разве мёртвые к живым ходят?» – «А, догадалась!» – прошипит дракон и вылетит в трубу.

НЕПРОСТИТЕЛЬНАЯ ОШИБКА
Бабке одной из Куединского района реально не повезло. Слышит из избы – «на крыльце сгрохало чего-то». Оказывается, змей брякнулся прямо на крыльцо дома. А старуха как раз в это время самогон гнала к какому-то празднику. Самогонный аппарат стоял на кухне. Змей как грохнулся об крыльцо (очумел, что ли, от запаха?), так вся изба аж качнулась-задрожала. Котёл с кумышкой припрыгнул, крышку сорвало, и хмельная жидкость растеклась по полу.

Змей-то, видать, ошибся. К соседке летел, чей муж удавился. Но бабушке-самогонщице от этого не легче. Посадили её. Не за змея, конечно. За самогоноварение. Наутро заглянул к ней председатель колхоза, а по всей избе – запах первача. А годы-то тридцатые были, сами понимаете, какие. Долго костила бабка змея безглазого и безмозглого. Хотя кто знает, может, вовсе не ошибся змеюка? Может, и его, как председателя колхоза, заманил в избу запах самогонки?

ТРАНСВЕСТИТ С МИНАРЕТ
У татар и башкир Пермского края свои поверья. По их представлениям, драконом становится змей, проживший сто лет. У чудовища много имён, на пермской земле его называют Аждаха.

Пермские Аждахи живут-скрываются в реках, на лицо в первые сто лет – ужасные (внутри тоже всё скверно), по характеру – трусливые (выходят в люди редко), нетребовательны – забирают кого попало.

А ещё они людоеды и транс­веститы. Дожил до ста лет – мужского роду-племени, до тыщи – баба.

Видели драконов многие, слышали – ещё больше. Появляются они обычно в сильную грозу.

«Пошли мы на мелкую речку. Зашла я по колено в воду, вижу: передо мной гора выросла. Смотрю, а она глаза открыла, я испугалась. Побежала. Потом облако её унесло. Поднялся сильный ураган, а она так сильно кричит. Она зацепилась за дерево, так облако её вместе с деревом утащило. Говорят, что она проглатывает людей. Я, видимо, попала в такое время, когда она спала и не успела меня проглотить», – радовалась Кыснижихан Фахрутдинова из деревни Кудаш, рассказывая учёному про свою встречу с драконом.

Марьям Кузякаева из села Краснояр Первый Бардымского района, по её словам, видела Аждаху в 1945-м: «Я тогда была бригадиром и руководила посевом. Из облака в овраг упала большая змея. Аждаха – он большой, как минарет мечети. А потом облако змею снова забрало. Был дождь, поднялся сильный ветер, даже деревья гнулись».

КРАСАВИЦА-ЛЮДОЕДКА
Драконы, которые доживают до тысячи лет, называются Юха. Они могут превратиться в любое существо, но чаще – в девушку. Приглядитесь, кстати, на пляжах, и бассейнах – не усыпаны ли они сомнительными девицами нечистого поведения? Сидит, бывало, такая девица на берегу реки, расчёсывает свои длинные красивые волосы: ждёт мужиков, стало быть.

А мужики от такой красоты неописуемой чуть в обморок не падают, никто в душу змеиную к красавицам не заглядывает, женятся сразу, не задумываясь. В любом случае, брак обречён. Заканчивается он одинаково – убийством. Либо он её, либо – она. Если муж вовремя не убьёт свою жену, участь его ужасна – кровожадная Юха-людоедка пожирает своего избранника с потрохами. Нафига Раимова из села Танып поведала пермскому учёному такую историю. Привёл один мужик такую раскрасавицу к себе домой. Ночью просыпается от странного шума. Видит, девушка превращается в змею и пьёт из котла воду. Волосы дыбом: чувствует – пропал! Утром заманивает девушку в сарай, где запирает и сжигает вместе с сараем.

Повторять его опыт Александр Черных не советует. Во-первых, вдруг ваша жена – не страшный дракон, а зверь подобродушнее и посимпатичнее. Во-вторых, прежде чем изгонять драконов – прочитайте на ночь глядя на всякий случай Уголовный кодекс. И берегите близких.

ОТКУДА ПОШЛО?
Георгий Чагин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой древней и новой истории России ПГНИУ: «Образ дракона широко представлен в пермском зверином стиле. Он встречается в «нижнем мире» трёх ярусов Вселенной, изображённых на бляхах со сложной композицией. Думаю, как в середине XX века учёные обнаружили в деревне Ежово Очёрского района уникальное кладбище пермских звероящеров (памятник мирового значения!), так и в древ­ности создатели звериного стиля натыкались в земле на останки вымерших животных».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история