Изгнать беса

Текст: Дарья Чурилова

Кто не слышал про то, как пермская интеллигенция против? Она всегда против, вне зависимости от того, пермская она или нет. На то и нужна интеллигенция, чтобы быть против. Наверное, это всё настолько же избито, как и новость о том, что РПЦ поработила здание уральского музея. По сообщению местных и неместных СМИ, именно против этого и выступает интеллигенция. Иногда даже кажется, что в чём-то она права. Так уж ли обособлена церковь от государства или это просто – «опять выборы»?

Итоги мы получаем чудные. В том числе заголовки типа «В «культурной» столице от священников защищают «уральский Эрмитаж». Выглядит гораздо пафоснее, чем есть. Никто не возражает вроде бы, чтобы церковь здание получила. То, что оно с 1922 года принадлежало третьей по значимости галерее в стране, осложняет дело. Потому что галерее тоже нужно здание. Причём сама галерея давно просит новое помещение. Но в результате всеобщего хотения ни собора, ни галереи – одни свары.

Процесс идёт с 2007 – 2008 годов. В то время даже был объявлен конкурс на новое здание. В финал вышло два вполне конкурентоспособных проекта – москвича Бориса Бернаскони и швейцарца Валерио Олджиати. Ожидали завершения строительства к 2010 году. Заплатили архитекторам исправно, однако сроить ничего не стали. Уже новый, 2011-го года, «проект» уральского музея будет воплощать швейцарец Петер Цумтор, с которым договорились за два месяца до инцидента в галерее. Очевидно, продумали заранее.

ГАЛЕРЕЯ НА ГАЛЕРАХ
Религиозные обряды – вещь зрелищная и требующая многих «спецэффектов». Именно их так боятся теперь в здании галереи, ибо, сами понимаете. В этом месте мне вспоминается эпизод из фильма «Сохраняя веру», где новичок-священник в исполнении Эдварда Нортона поджигает лампадой самого себя. Посему считается, что определённая опасность есть, ибо картины висят в залах, смежных с холлом, где проходят обряды. С точки зрения рыночной экономики – это Айвазовский, Репин, Куинджи. Но не сказать, чтобы никто не сделал ничего. В очередной раз ситуацию начал «разруливать» министр культуры Новичков: повесили противопожарные занавесы. «У меня ощущение, что этими занавесочками они и отгородились от проблемы», – говорит историк Павел Корчагин. Занавесочки, кстати, были асбестовые. А вот галерея юридически незарегистрированная. Так что случись что…

Внутри пока, казалось бы, всё по-старому: гардеробщицы, сувенирная лавка. В холле, правда, не висит ничего, но, не будь в курсе, я бы ничего странного не заметила, правда. Только левое крыло скромно охраняет почтенный смотритель музея в пятом поколении – стул и тонкая цепочка позади.

Билетёр показывает мне настенный постер немалых размеров с изображением, очевидно, святых: его вывешивают аккурат перед каждой службой. И говорит, что потесниться пришлось картин на четыре – пять, не более. Остальные смотрительницы отрицают отсутствие каких-либо перемещений экспонатов в собственных залах. Думается, можно верить им на слово: судя по обширному рассказу, который я услышала о представленной живописи начала XX века, они сидят там долго и надолго. А вот обращений никуда не писали и не подписывались. В отличие от более чем трёхсот человек по всему миру, как оказалось. По данным одного сайта, подписываться начали даже школьники. Ещё бы знали они, из-за чего, собственно, весь сыр-бор.

ЦЕРКОВЬ. ПИСЬМО. ГАЛЕРЕЯ.
Если взглянуть на историю, становится, как в сказке Кэрролла, всё чудесатей и чудесатей. Панорама взаимоотношений церкви и государства, как известно, довольно разнообразно тяжела. Доцент кафедры истории России ПНИПУ Павел Корчагин говорит, что процесс секуляризации церковных земель пошёл ещё с XVII века, когда церковь, по меркам настоящего времени, была общественной организацией. В последующие XVIII и XIX века она была «огосударствлена», не без помощи Екатерины II. Стала, по сути, одним из департаментов правительства. Вся церковная собственность стала собственностью государства. «И большевики, по большому счёту, сделали наконец правильное дело, отделив церковь от государства. Что касается разделения – тут они никаких законов не нарушали. Другой вопрос – как они это сделали», – утверждает историк.

Собственно, поднялось всё после закона о возвращении земель церковного назначения, подписанного нынешним Президентом РФ 24 ноября 2010 года. Хотя Павел Корчагин не видит в законе статьи, предусматривающей обязательное возвращение церковных зданий, он всё равно не против этого. Исходя из нашего с ним разговора, стало ясно, что никто ни с кем не воюет, и тем более с церковью. «Это же миллионы верующих!» и, очевидно, довольно много избирателей. Главное, чтобы при этом был соблюдён закон, однако этого как раз и нет. Именно поэтому Корчагин одним из первых подписал открытое письмо в Правительство РФ и Пермского края: «Мне попал в руки первый его вариант, настолько эмоциональный, что чиновники такого языка не поняли бы. Это был крик боли, мусорная корзина из фактов. И я подумал, как бы правильнее это дело сформулировать».

В 2008 году, когда специалисты начали подсчитывать возможную долю будущего церковного имущества, то начали сравнивать его с корпорациями типа «Газпрома». Павел Корчагин в этом сомневается. Сомневается он и в том, что церковь сможет хорошо содержать эти здания: «Вы видели, в каком состоянии у нас церкви? Ну, вот на Ленина, корпус фармакадемии бывшей. Никаких реставрационных работ. У нас в старейшей церкви Перми колокольня восстановлена? Нет». Ситуация с ремонтом, возможно, частично подтверждает эту теорию. Напоминаем, в интервью «Эху Москвы» в Перми» директор галереи Надежда Беляева рассказала, что церковным представителям изначально был предложен лекционный зал и всё левое крыло. А затем добавила: «Мы всё-таки предлагаем отремонтировать и проводить богослужения там». Таким образом, предлагаемый обширный лекционный зал требует ремонта. Пошли бы туда служить, если бы не требовал?

ОСТАЁТСЯ ЗИМОВАТЬ
Более того, есть в планах сделать для церкви отдельный вход, ибо «тогда церковь может практически полноценно функционировать». Вместе с этим Надежда Беляева выражает настойчивое желание переехать. Зачем церкви делать отдельный вход, если 35 тысяч экспонатов собираются кочевать до 2015 года?

Быть может, потому что часть коллекции всё-таки останется: там имеются обширные запасники, проводятся реставрационные работы и практические занятия художественной школы. Тем временем пермская епархия просит служить две воскресные службы, с 8:00 до 11:00, в месяц и проводить службы на двунадесятые праздники. В августе, напоминаем, 19 числа был проведён молебен на Преображение Господне с 13:00 до 14:00, 21-го – простая воскресная служба, и 28-го – на Успение Пресвятой Богородицы. А в дальнейшем службы будут проходить по два воскре­сенья в месяц. То есть, как сказал историк Павел Корчагин, если человеку открыли дверь, он рефлекторно сунет в неё ногу.

Возможно ли, что на совещании в четверг, 15 сентября, когда состоится заседание комиссии по культуре, средствам массовой информации и историческому наследию Общественной палаты Пермского края, вопрос будет решён? Может, по факту нарушения закона прокуратура надёжнее?

Как пишет «КомпаньONline»: «Председатель комиссии Общественной палаты Пермского края Павел Печёнкин не возражает, чтобы её заседание посетили представители СМИ». То есть либо все СМИ, как только могли, уже выпотрошили эту историю, либо действительно решать практически нечего. «Человек потерял в галерее комфорт», – говорит её директор. При этом отрицая, что его он потерял из-за нынешнего соседства. То есть просто взял – и потерял. Странно, но я ничего такого не ощутила. Музей остался музеем.

ИЗ ПИСЬМА
На момент выхода номера нижеописанные требования так и не были выполнены:
« – сформировать и опубликовать План передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в Пермском крае в целях реализации требований Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ (согласно ст. 5 327-ФЗ);

– создать комиссию с участием представителей органов государственной власти, общественных организаций, руководящих органов религиозных организаций, а также специалистов для урегулирования разногласий, возникающих при передаче недвижимого имущества религиозного назначения религиозным организациям (согласно ст. 9 327-ФЗ);

– продлить договор с Пермской государственной художественной галереей на оперативное управление объектом культурного наследия федерального значения на время работы комиссии и выработки и осуществления Плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения».

ПОХОЖАЯ СИТУАЦИЯ
По данным сайта permstategallery.org, где было опубликовано письмо в защиту пермской художественной галереи, Соликамский краеведческий музей находится в ситуации, сходной с той, в которой оказалась пермская галерея. Перед его сотрудниками стоит необходимость освободить следующие культовые здания: Богоявленская церковь и Троицкий собор, а возможно, ещё и Соборную колокольню. Таким образом, музей лишается большей части своих помещений. «Соликамский музей – уникальный ансамбль. Вполне может стоять рядом с экспонатами музеев Золотого кольца», – утверждает Павел Корчагин.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


местное самоуправление