Всё решил миг

Текст: Михаил Данилович

Самолётное крыло лежит рядом с домиком Михаила Филиппова, всего в нескольких метрах от жилища, на грядке и бетонной дорожке. На крыле можно разглядеть помятую бело-сине-красную звезду. «А здесь, – мужчина показывает на яму слева от крыла, – упал двигатель». Он, говорит Михаил, стукнулся о землю и «поскакал» дальше, на другие участки. Пилоты МиГа-31 погибли, среди гражданских никто не по­страдал.

На участке Филипповых чувст­вую запах машинного масла. Они живут в садоводческом кооперативе, что недалеко от деревни Болгары Пермского района. Их дом – крайний, стоит у самого леса, где и упал самолёт.

Истребитель МиГ-31 базировался в войсковой части 69806-2, находящейся в посёлке Сокол. Во вторник, передаёт Минобороны, он был на аэродроме в селе Большое Савино. В конце девятого часа утра два двухместных военных самолёта, в том числе и тот, который упал, начали плановый учебно-тренировочный полёт. Летели без боекомплекта.

Через одиннадцать минут с МиГом пропала связь. По словам пилотов другого самолёта, истребитель-напарник сменил маршрут. «И с левым креном начал падать», – передаёт слова лётчиков следственный комитет России.

ОЧЕВИДЦЫ: «МАТЬ, САМОЛЁТ ПАДАЕТ!»
В это время пенсионер Михаил Орехов (владелец домика, который стоит подальше от места происшествия, чем у Филипповых) вышел на улицу. «Ко мне пришёл сосед, Григорий, – говорит пенсионер. – Мы стояли, курили, как раз лицом к лесу».

«Как полыхнуло над лесом! – вспоминает Михаил Михайлович. – Потом – бабах! В разные стороны полетели куски. Один «кусман» пролетел с километр в лес». По словам пенсионера выходит, что взрыв случился ещё в воздухе.

«На нас пошла волна, мы аж назад подались. В лесу задымило», – продолжает Орехов.

Михаила Филиппова взрыв тоже застал неожиданно. Михаил стоит у двери дома: «Я так же, как и сейчас, открыл дверь. Видите – бетонная дорожка (она начинается почти у входа, сейчас занята крылом. – ред.). По ней и собирался идти». Но не пошёл.

«Баба-ах, – восклицает Михаил. – В небе – зарево такое!» «Я выскакиваю на улицу, – продолжает жена Галина. – Муж говорит: «Мать, самолёт падает!» – и пихает меня обратно в дом». В помещении тоже было страшно. «По крыше будто град бил», – говорит Галина. «Видать, земля посыпалась на крышу, – предполагает мужчина. – Потом всё стихло – выхожу… Ё-ё-моё!»

«Тут горит, там горит», – вспоминает Галина. Женщина показывает на обрезанный шланг под самолётным крылом: «Шланг прижало – я его обрезала. И давай поливать всё из него». «Крыло ещё раз загорелось, – говорит муж. – Хорошо, что я с ведром пробегал».

«ТУТ – КУСОК ФЮЗЕЛЯЖА, ТАМ – ПРОВОДОВ МОРЕ. ВСЁ ЭТО ГОРЕЛО»
Пенсионер Михаил Орехов прибежал на окраину сада: «Доски загорелись, провода и ещё что-то от самолёта, – говорит Михаил Орехов. – Вот и тушили. В нескольких метрах от забора горело колесо от самолёта, я его затушил». На дачных участках – не лучше: «Тут – кусок фюзеляжа, там – проводов море. Всё это горело. По всем огородам были раскиданы редукторы, движки».

У Филипповых пострадал недостроенный дом с чердаком. На металлическом листе на крыше – дыра. В центре деревянного настила между «этажами» тоже вижу дыру, в разные стороны торчат доски. В углу чердака лежат серые металлические части. Они, говорит хозяйка, и «стрельнули» в строение.

Но, считает Галина Филиппова, им ещё не так сильно досталось. Женщина показывает на соседний двухэтажный дом. Окна второго этажа закрыты досками, потому что стёкла выбиты: «Туда залетело две болванки. Одна – напролёт. Вторая упала на пол и загорелась». Хозяева были как раз наверху домика. Болванку потушили.
У строения на другом соседнем участке сбит деревянный угол, рядом повалена постройка, земля усыпана щепками.

ЗНАКОМЫЙ КОМАНДИРА ЭКИПАЖА: «ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ВИДЕЛ СЕРГЕЯ В ПОНЕДЕЛЬНИК ВЕЧЕРОМ»
Михаил Орехов вспоминает, как увидел в лесу, в нескольких метрах от кооператива, одного из пилотов: «Лежал то ли колпак от кабины, то ли ещё что-то, а рядом – мёртвый лётчик».
Командиром экипажа был полковник Сергей Столпянский. Его коллеги не сомневаются в опыте пилота. Вместе с ним в истребителе находился штурман-оператор, майор Андрей Горбачёв. Погибли оба.

Некоторые дачники были с ними знакомы. Например, Владимир Леонтьев, бывший механик из посёлка Сокол. По словам Владимира Ивановича, Сергей Столпянский вот уже лет десять тоже жил в Соколе: «Мы были соседями. Наши гаражи стояли рядом. Последний раз видел его в понедельник вечером».

Гражданская панихида по лётчикам пройдёт сегодня в Доме офицеров Сокола с 10 до 11 утра. Сергея похоронят в Болгарах, Андрея – на родине, в Сочи.

ВЕРСИИ: НЕПОЛАДКА ТЕХНИКИ, ОШИБКА ПИЛОТОВ, НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ТОПЛИВО…
Встречаем так называемое оцепление – молодого человека в лётной телогрейке. Дальше, говорит, не пустит. Мол, приказ такой.

– Я вам ничего не скажу, – говорит он. – И не надо меня фотографировать.
– Но мы имеем право.
– Я знаю, что вы имеете право, просто не надо. Я не люблю фотографироваться.
Специалисты выдвигают несколько версий случившегося: неполадка воздушной машины, ошибка пилотов. Напомним, из слов очевидцев выходит, что взрыв, скорее всего, произошёл в воздухе. Ведь люди в этих местах слышат рёв самолётов постоянно. И если бы истребитель взорвался на земле, кто-нибудь бы точно заметил (увидел, услышал), как он падал. Но все говорят о том, что всё случилось внезапно и «взорвало в воздухе». Михаил Орехов видел, как в разные стороны от этого взрыва летели куски воздушной машины.

Эксперты отмечают: если взрыв действительно был в воздухе, значит, можно говорить о неполадке самолёта, а не об ошибке экипажа.

В среду следственная комиссия озвучила ещё одну возможную причину падения самолёта – некачественное топливо. Кстати, одной из причин катастрофы Як-42 в Ярославле тоже называют некачественное топливо. Дело всё-таки в самолёте?

Тем временем военный след­ственный отдел Пермского гарнизона уже возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полётов или подготовки к ним). Несмотря на характер статьи, следователи замечают: основной версии крушения МиГа нет.

Отметим, только на расшифровку «чёрного ящика» может уйти от нескольких недель до месяца. Пока не будут выяснены причины катастрофы, Министерство обороны приостановило вылеты истребителей МиГ-31 по всей стране.

Михаил Филиппов идёт по своему участку. Без труда находит на земле один металлический осколок, потом – другой. Кидает их обратно: «Но даже машину не задело, представляете!» Повезло? В кооперативе только и звучат слова, что «повезло» и «трагедия». Повезло, потому что из гражданского населения ни на ком даже царапины нет. Трагедия, потому что погибли лётчики. А ведь это уже не первая авария с МиГами: за последние два года – третья. Неужели дело не в самолётах?

СПРАВКА
Происшествия с участием МиГ-31

19 ноября 2010 г. Истребитель-перехватчик упал в 60 км северо-восточнее аэродрома Большое Савино (Пермь). Экипаж катапультировался, лётчики не по­страдали.

18 января 2010 г. Самолёт совершил внеплановую посадку из-за отказа кислородного оборудования. Инцидент произошёл при выполнении планового учебного полёта в районе аэродрома Большое Савино. Самолёт успешно приземлился.

9 февраля 2007 г. Истребитель, принадлежавший министерству обороны Казахстана, потерпел крушение в Карагандинской области. Два члена экипажа, находившиеся в самолёте, погибли. Причиной крушения стала неисправность пилотажно-навигационного оборудования.

1 июня 2005 г. Аэродром Хотилово в Тверской области. При касании посадочной полосы разрушилась левая стойка шасси. Нарушилась герметичность топливной системы, что привело к возгоранию самолёта. Экипаж катапультировался и при приземлении получил лёгкие повреждения. Причиной катастрофы стали заводские дефекты.

14 октября 2003 г. Инцидент в Тверской области. Причиной падения самолёта стал пожар в одном из двигателей. Оба пилота успели катапультироваться и остались в живых.

6 апреля 2000 г. При заходе на посадку на авиабазе в городе Котласе (Архангельская область). Один из лётчиков погиб. Другой пилот получил лёгкие телесные повреждения. При посадке у истребителя подломилось шасси, и самолёт сбросило с посадочной полосы.

Подготовил Егор Михоэлянц по материалам из открытых источников

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
Реквизиты счёта для перечисления средств в помощь семьям лётчиков Сергея Столпянского и Андрея Горбачёва:

Расчётный счёт:
40703810349090050028
в Западно-Уральском банке
Сбербанка РФ г. Перми.
К/счёт 30101810900000000603
БИК 045773603
ИНН 7707083893
КПП 590202002
ОГРН 1027700132195
Фонд «СОКОЛ» (свидетельство о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц №1095900001394 от 20 мая 2009 г.)
ИНН 5903093943,
КПП 590301001
Назначение платежа: «Помощь семьям погибших пилотов».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история