Верхи не хотят, низам неинтересно

Из всех докладов на Пермском экономическом форуме выступление губернатора соседней области показалось нашей редакции одним из самых практичных и конкретных. Обращено оно не только к экспертам (коих на форуме было много), но и к представителям местного самоуправления и депутатам, которых на заседаниях явно недоставало. Публикуем выдержки из доклада.

Сегодня у нас ситуация, когда общество не интересуется, что происходит с деньгами в государстве, а власть это особо не объясняет. Население пассивно, не контролирует власть, и власть, соответственно, тоже не напрягается… Вот пока будет сохраняться ситуация плохой, неэффективной власти и «мёртвого», одновременно и ненавидящего, и связывающего все свои надежды с властью, общества – о модернизации можно даже не мечтать.

ПЛАТИТЬ НАЛОГ САМОМУ
Налоговая система – это то, что связывает власть и общество, государство и гражданина. Если хотите, налоговая система – это инструмент или механизм общест­венного договора, на котором вообще строятся все отношения общества и власти.

Так вот, единственным нормальным обществом может быть общество налогоплательщиков, в котором люди понимают, сколько и за что они платят. Я считаю, что в западных странах такое понимание в целом есть. У нас – нет…

Кто в этом виноват? Я убеждён – и государство, и общество. Государство – потому что не особо стремится рассказывать о бюджете. То есть формально бюджет открыт, только разобраться в этом без специальной подготовки вряд ли реально. Надо разжёвывать, показывать, что откуда берётся и куда идёт, почему мы можем себе позволить это, а вот это не можем.

Но мало того, что государство плохо объясняет. Само общество не рвётся всё узнать и всё выяснить. Когда мы проводим бюджетные слушания, отчёт о бюджете, – никто не приходит. Повторяю – никто. Общество активизируется либо когда происходят уж совсем вопиющие случаи, либо когда таких случаев на самом деле нет, но информация скандально упаковывается и подаётся. Почти по Жванецкому: «Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем». Получается такое «как бы государство». Власть и люди существуют будто в разных реальностях, не параллельных, конечно, но пересекающихся крайне редко. Временами общест­во что-то просит, государство на это как-то реагирует. При этом у общества точно нет понимания масштабов бюджетных возможностей и их соотношения со своими желаниями. Мне говорят: надо срочно повысить зарплаты учителям. И даю все выкладки, показываю все расчёты, говорю: «Ну вот, сами видите, какие у нас возможности». В ответ: «Увольте чиновников». Окей! Но даже если я уволю всех госслужащих Кировской области, я смогу поднять зарплаты учителей на 11%. Тогда в ход идёт главный аргумент: «Ну, не знаем, вы власть, вы и придумывайте что-нибудь». Это вообще железобетонная позиция на все случаи жизни. На ремонт всех дорог в Кировской области надо 60 миллиардов рублей, а все собственные доходы региона – 17,5. Не волнует: ремонтируйте – и всё! Вы же власть! Желательно при этом ещё и налоги отменить.

К сожалению, вот пока такая ситуация сохраняется, говорить о гражданском обществе и гражданской активности и, соответственно, о модернизации и развития России не приходится. Что делать?

«ФИЗИКИ» И «ЮРИКИ»
Вернёмся к налоговой системе. Вспомните ситуацию с транспортным налогом, протесты, выступления. Пробуждающий гражданскую активность транспортный налог оплачивается гражданином самостоятельно, он сам достаёт деньги из собственного кошелька и начинает осознавать себя налогоплательщиком. И сразу же оказывается готов участвовать в уличных акциях, вдруг начинает спрашивать, на что пойдут его деньги, и т. д. НДФЛ же уплачивается работодателем, выступающим в качест­ве налогового агента.

Поэтому, с точки зрения роста гражданского самосознания, с точки зрения формирования так называемого общества налогоплательщиков, я считаю необходимым изменение порядка уплаты НДФЛ – переход функции налогового агента от работодателя к работнику. Безусловно, это усложнит администрирование налога, но преследуемую данным шагом цель я считаю важнее.

Муниципальные образования и регионы, с точки зрения пополнения собственного бюджета, получат стимул конкурировать между собой не только за предприятия, но и за людей, стремясь создавать им более комфортные условия для жизни. Кроме того, изменение порядка уплаты НДФЛ повысит и справедливость распределения налоговых поступлений.

ОБЛОЖИ СЕБЯ САМ
Я расскажу о двух проектах, которые реализуются в Кировской области и которые, безусловно, являются ценными и сами по себе. Эти проекты напрямую связаны с местным самоуправлением, самым близким для людей даже не органом власти, а общест­венным институтом.

Первый – это самообложение. Суть его в том, что жители сами добровольно на референдуме или сходе принимают решение о введении разовых платежей на решение конкретной местной проблемы. В Кировской области, лидере среди российских регионов по развитию самообложения, этой практикой охвачено 217 поселений, что составляет почти 60% от их общего числа.

ВЯТСКИЙ ОПЫТ
Такая практика, в первую очередь, получает распространение в небольших поселениях. В Кировской области референдумы проводились в населённых пунктах с численностью избирателей от 250 (например, Сосновское сельское поселение, приняли учас­тие – 174 человека, «за» – 74,7%) до, максимум, 10 тысяч (г. Белая Холуница, приняли участие – 6378 человек, «за» – 74,05%). В больших городах просто не найти проекта, который был бы важен для всех. Кстати, то, что референдумы проходят в некрупных поселениях, повышает доверие к их результатам. Причём у нас есть примеры, когда на референдуме принимается отрицательное решение или отсутствует необходимая явка (а это тоже выражение своей позиции), – таких случаев больше двух десятков.

Размеры платежей граждан – от 50 до 300 рублей в год. Правительство региона стимулирует введение самообложения через механизмы софинансирования. В настоящее время на каждый собранный рубль областной бюджет добавляет ещё 1 рубль. Но важно не только то, что таким образом собираются дополнительные средства для бюджетов поселений. Люди начинают видеть прямую связь между своими платежами и своими условиями жизни. Важно, что люди, отдав свои деньги, начинают реально спрашивать с влас­ти за их расходование. Причём спрашивают вплоть до формата остановки главы поселения на улице и вопроса «куда дел мои двести рублей?» И главы поселений начинают по-новому строить свою работу, публично отчитываться о выполнении работ, публиковать информацию в местной газете и так далее. То есть в результате самообложения мы можем говорить о повышении гражданской активности, о реальных попытках общества контролировать работу властей. Опыт самообложения сейчас, кстати, перенимает Пермский край.

Ещё одна инициатива – совместный проект Кировской области и Всемирного банка по поддержке местных инициатив. В его рамках в деревнях, сёлах и небольших городах жители проводят сходы, определяют проблему и степень своего соучастия в её решении (деньги, работы, привлечение спонсоров). На уровне области проходит конкурс проектов, и прошедшим выделяется областное софинансирование.

В сходах и собраниях приняли участие 46 тысяч граждан.

Это цифры для тех, кто не верит, что с помощью меркантильных стимулов можно «разбудить» гражданскую активность.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


высокая политика