Право быть собой

Текст: Татьяна Дель

Толерантны ли березниковцы к неформалам? Как горожане относятся к молодым людям с диковинными прическами и в вызывающей одежде?

Среди многообразия молодежных субкультур «подопытным кроликом» избрали представителя панк-культуры. Почему именно его? В обществе сложились разные стереотипы о таких людях: алкоголики и наркоманы, вырождающееся молодое поколение, анархисты, националисты. А ведь мало кто знает, что культура панков в Березниках насчитывает более чем двадцатилетнюю историю. В этой субкультуре есть разные направления с диаметрально противоположными взглядами, но единой целью – сделать этот мир лучше.

Но вот проблема: где в Березниках найти человека с ирокезом на голове да еще уговорить его поучаствовать в эксперименте? Наш город, увы, не Москва. В столице раскрепощенную молодежь можно встретить чуть ли ни в любом общественном заведении. Засучив рукава, мы принялись за операцию: «Найти березниковского панка». Обзвонив все молодежные организации, какие только существуют в Березниках, мы разыскали только телефоны готов (в момент проведения эксперимента они находились в Перми и Екатеринбурге) и студентов, которые увлекаются японскими анимэ (читают японские комиксы, смотрят мультфильмы, слушают рок, играют в компьютерные игры). Знакомые предложили заглянуть в сквер Решетова, якобы все неформалы частенько шумными компаниями собираются именно там. Нас не обманули. В сквере Решетова холодным ноябрьским вечером выходного дня пять молодых людей-панков курили под музыку панк-рока и в унисон над чем-то хохотали. Правда, знаменитый ирокез был только у двух представителей этой субкультуры.

Узнав, что мы из газеты и хотим провести эксперимент с участием кого-нибудь из них, неформалы, к нашему удивлению, не разбежались врассыпную, а согласились пообщаться и более того, помочь нам, но с одним условием – никаких фото. «Не хотим выглядеть смешными», – отрезали они. Ну, нет так нет. А вот проиллюстрировать эксперимент нам помог будущий актер и режиссер, студент Пермского института культуры Александр Шумилин (на фото). В Березниковском драматическом театре мы одолжили настоящий костюм панка, а во Дворце культуры металлургов Любовь Бушуева сделала Александру боевую раскраску. Результаты вы можете увидеть на фото. А что же получилось с экспериментом?

– Провести среди прохожих опрос, прогуляться по центральным улицам, проехать в час пик в городском общественном транспорте – все, что от тебя требуется, – провожу инструктаж неформалу Трешу (он же двадцатилетний Кирилл Синельников), пока мы следуем от редакции до места действия. – Узнаем, как люди будут тебя воспринимать…
– Ха, да как-как, – смеется он. – Престарелая соседка в моем подъезде говорит, что я петух гамбургский.
– Ну, что правда, то правда, – думаю я.

Несмотря на прохладную погоду, на юноше надеты джинсы, которые и назвать-то драными нельзя, слишком лестно. Ощущение, что их привязали к машине и проехали километров триста по бездорожью. Васильковые глаза густо подведены черным, яркая кофта, сверху куртка «косуха», на ногах – ботинки будто на три размера больше – настолько они кажутся огромными. В правом ухе Кирилла болтается огромная английская булавка, нижнюю губу украшает сережка-«шип». Макияж неформала наводит на мысль, что панки позаимствовали у племени индейцев-ирокезов не только название излюбленной прически, но и боевую раскраску. Спрашиваю: «Зачем это?»

– Для общего антуража, – отвечает Треш, улыбаясь.

Он определенно мне нравится, несмотря на боевую раскраску, вызывающие одежды и ирокез. Треш держится спокойно и уверенно, на вопросы отвечает честно и без жеманства.

– А ты, вообще, православный? – я киваю на крест на его груди.
– Да.

– А как же черные одежды, дьявольский образ? Это все разве не от лукавого?
– А колобок не богомерзкая тварь? – парирует он. – Живая голова из теста. А дети любят…

ПАНКИ, ХОЙ! НАРОД ЛИХОЙ!
Пятница. Остановка «ЦУМ». Около шести часов вечера. Люди торопятся с работы домой и попадают в лапы к нам: журналисту и неформалу.
– Простите, мы проводим опрос, – вежливо спрашивает Треш, держа в руках папку для бумаг, у проходящей женщины лет сорока. Она двигается дальше, словно его не слышит. – Женщина, постойте, – кричу я. – Мы проводим опрос…
– Что пристали? Я все равно денег не дам, – рявкнула она и ускорила шаг.
– Так мы… Э…

Причем здесь деньги, мы так и не поняли.

Следующие минут десять стоим в ожидании разговорчивых «клиентов». Все, кому не лень, показывают на Треша пальцем, внимательно разглядывают, хохочут или, наоборот, шарахаются. У меня ощущение, что я нахожусь в зоопарке в одной клетке с диковинным животным, которому сунешь палец, а он тебе полруки отхватит.

– А с чего вдруг ты решил стать панком? – спрашиваю у Кирилла.
– Потому что мне нравится вести панковский образ жизни, слушать панк-рок, – отвечает он. – Я люблю делать то, что шокирует, и мне все равно, что думают об этом окружающие. Просто я поступаю так, как мне хочется. Быть неформалом – это весело. Столько забавных шуточек можно отколоть. Знаю, что многие мои знакомые считают меня ненормальным, но они бы на себя посмотрели. Бегают, как заведенные, с утра до ночи: кровать, стол, работа, магазин, стол, туалет, кровать. Скучно…

– О, смотри, гот с серьгой! Стоит и папку в руках держит, – криком прерывают наш разговор какие-то школьники.
– Люди на тебя всегда так реагируют? – спрашиваю у неформала. – Не всегда. Это я сегодня разукрасил себя так, как хожу на свои тусовки, фестивали альтернативной музыки, ирокез вот «намылил». Я ведь еще учусь в институте. Лишнее приходится снимать, оставляю лишь серьгу в ухе и на губе.

За час Трешу ни разу не удалось спокойно задать вопросы. Одни прохожие пугались человека с ирокезом, другие его осмеивали. «Вот отморозки, надавать бы им по шее», – возмущались третьи и грозились вызвать милицию. Я уже была не рада, что затеяла весь этот эксперимент. Даже не предполагала, что люди будут так яростно реагировать на, казалось бы, обычного панка.

НЕФОРМАЛЫ НЕ В ФОРМАТЕ
Следующим этапом нашего эксперимента стал «вояж» в общественном транспорте. Для передвижения из пункта «А» в пункт «Б» специально выбрали троллейбус, чтобы экстремального Треша березниковцам можно было разглядеть с головы до ног. Не успели войти в салон, снова в адрес неформала посыпались насмешки, люди начали переглядываться, шептаться, а дошколята присмирели, стали держаться своих родителей. Во дают! Сегодняшние герои сказок бывают в тысячу раз страшнее, и дети их не боятся, им даже нравится. А тут всего лишь обычный панк – неформал с ирокезом да в «косухе». Чего бояться-то? Такого я не ожидала. За реакцией пассажиров наблюдала буквально разинув рот.

– Это парень? Или девчонка? – хихикают сидящие напротив простодушные мешковатые тетки. – И куда оно едет? В цирк?

Я знаю, куда «оно» едет. «Оно» участвует в эксперименте.
– Дружочек, что с тобой? Ты болен? Чего под глазами-то красно? – сердобольная бабуля, решив, что Треш заболел, вот-вот начнет его лечить.
– Нет, бабушка. Это он накрасил. Мода такая, – встреваю я и понимаю, что зря это сделала. Бабушка моментально изменилась в лице.

– Ах, мода? А ну, пошли вон отсюда, – заголосила она на весь троллейбус. Чтобы не провоцировать бабулю, нам пришлось выйти на следующей остановке. Продолжать эксперимент дальше не имело смысла.

И НАПОСЛЕДОК…
Современным панкам нравится быть бельмом на глазах у серой общественности. Иначе зачем им яркие одежды и невообразимая шевелюра? Неформал Кирилл Синельников утверждает, что быть настоящим панком – это не просто нацепить на себя рваные штаны, купить майку «Панкс нот Дэд», пить пиво в неизмеримых количествах, мусорить где попало, «поставить» на голове ирокез огромнейших размеров несуразного цвета. По его словам, панк – это человек, который знает, что такое внутренняя война с самим собой, с нормами морали, которые установил окружающий «цивилизованный» мир.

– А что, в этой стране можно быть нормальным человеком? – неожиданно спросил у меня Треш ( Кирилл Синельников).
– Нет, как они к нам, так и мы к ним…

Я не уточнила, кто эти «они»? Просто люди? Власть имущие? Родители? Непонятно. Понятно только то, что мнение каждого человека нужно уважать… Все мы разные, и у каждого свой взгляд на этот мир.

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность Березниковскому драматическому театру, художественному руководителю школы-студии сценического мастерства «Апельсин» во Дворце металлургов Любови Бушуевой, лично Анне Валеевой и березниковским неформалам.


Источник: «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


молодёжь