Глаза и уши Северной столицы

Одна из студий «Пятого канала» расположена на первом этаже. С улицы видно, как проходят съемки передач. Во время прямого эфира петербуржцы любят пошутить: стучат в окна студии, машут руками, строят рожицы ведущим.

Текст: Татьяна Дель

Российский кинокритик Даниил Дондурей, директор интернет–проекта «Известия» Александр Алиев, заведующий кафедрой сопоставительного изучения языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Игорь Милославский, футбольный комментатор Геннадий Орлов, главный редактор телеканала «РЕН» Алексей Абакумов – с этими людьми мы, участники «Школы молодого журналиста», дискутировали на разные темы и даже спорили на семинарах, проходивших в городе на Неве. А еще в рамках семинаров нам представилась уникальная возможность побывать в знаменитом «Доме радио» и самим записать телевизионную программу на петербургском «Пятом канале».

ЗДЕСЬ УМИРАЛИ И ПРОВОЖАЛИ НА ФРОНТ
– В блокаду все знали: в этом здании работает Ленинградское радио,– начали экскурсию сотрудники радио. – Отсюда звучали не только сводки Совинформбюро и репортажи с Ленинградского и Волховского фронтов, но и слова надежды и утешения. Отсюда передавались бесконечные, изматывающие душу сигналы воздушных тревог и артиллерийских обстрелов, и отсюда же – благословенный ликующий сигнал отбоя. Когда слышишь эти слова, становится не по себе. Как представителю поколения «PEPSI», мне, не жившей в те страшные годы, сегодня трудно представить, что война превратила потребность слушать радио из каждодневной привычки в условие выживания, необходимое, как воздух, как хлеб. Случалось, Ленинградское радио помогало людям держаться, пусть недолго – день-два, – даже без хлеба. Семинары «Школы молодого журналиста» проводятся по инициативе депутата Государственной Думы России Алины Кабаевой. Чтобы попасть в эту «Школу», каждый участник проходит конкурсный отбор. В этом году «Школа» распахнула свои двери во второй раз. - Сейчас мы находимся в вестибюле, откуда мужчин провожали на фронт, – продолжают рассказ сотрудники радио.– А прямо под нами были оборудованы бомбоубежище и резервный радиовещательный узел с маленькой студией на случай, если дом будет сильно поврежден вражескими бомбами и снарядами. К счастью, воспользоваться этой студией пришлось всего несколько раз (отсюда шли радиомитинги 7 ноября 1941 года и 1 мая 1942 года). В музее «Дома радио», который посвящен событиям Великой Отечественной войны, есть стихи советской поэтессы Ольги Берггольц. Она так описала блокадный быт «Дома»:

Здесь, как в бреду, все было смещено:
Здесь умирали, стряпали и ели,
А те, кто мог еще вставать с постели,
Пораньше утром, растемнив окно,
В кружок усевшись, перьями скрипели.
Отсюда передачи шли на город –
Стихи, и сводки, и о хлебе весть.
Здесь жили дикторы и репортеры,
Поэт, артистки... всех не перечесть...

Всю войну «Дом радио» оставался крепостью духа ленинградцев. Блокадники шли к нему, как к маяку надежды. Сегодня «Дом радио» по-прежнему в строю. После всех ремонтов и перемен он выглядит молодцом. В маленьких репортажных студиях на разных этажах с утра до позднего вечера идут записи информационных и общественно-политических программ, которые потом монтируются на третьем и втором этажах. На пятом этаже располагаются вещательные студии. А на шестом – в нескольких больших комнатах находится «золотой фонд» уникальной фонотеки, среди них записи музыкальных передач, оригинальные радиопостановки.

НОВОСТИ С ГРАФИКОЙ – «ФИШКА» КАНАЛА
«Жаль, что петербургский «Пятый канал» не вещает в Березниках», – думала я уже после того, как побывала в телекомпании. Объясню почему. На «Пятом канале» новости выходят в эфир с использованием компьютерной графики. В кадре ведущий не просто строго стоит, читает текст по телесуфлеру. Он «живет»: может свободно катапультироваться из аварийного самолета, оказаться в тюрьме, на пожаре…

– Такая картинка всегда привлекает внимание, цепляет взгляд, – говорят топ-менеджеры канала. – Главное, чтобы графика была уместной. Перекармливать зрителей ею не нужно.

ТРК «Петербург-Пятый канал» находится в большом пятиэтажном здании. При входе в телецентр посетители могут ознакомиться с экспозицией о становлении Ленинградского телевидения. Здесь есть первые камеры, микрофоны, рабочий стол редактора, диктора. Особенно заинтересовал нас старинный телевизор с линзой, таких я даже в фильмах никогда не видела. Оказывается, из этих студий впервые в Советском Союзе в 1949 году был показан репортаж с Дворцовой площади. Здесь проходили испытания первого отечественного видеомагнитофона. Специалисты ленинградского телевидения принимали участие в проведении первых телевизионных репортажей из космоса. Кстати, именно на ленинградском телевидении впервые в СССР были открыты жанры телевизионной игры и музыкального телевизионного шоу.

Чтобы приблизить к процессу создания программ, топ-менеджеры предложили нам самим поучаствовать в создании ток-шоу. Так, пройдя небольшой инструктаж, мы превратились в операторов, ведущих, режиссеров передачи, ассистентов режиссера, суфлеров. А героями, приглашенными в студию, стали настоящие ведущие «Пятого канала». Я раньше не стояла за операторской камерой, не надевала профессиональные наушники с микрофоном, но скажу одно, такого драйва не испытывала никогда. Конечно, передача не вышла в эфир, но мы вдоволь повеселились: ведущие забывали слова, суфлер путал тексты, операторы держали в руках камеры, словно пылесосы, двигая ими из стороны в сторону. Но все-таки нам удалось что-то снять. Телевизионщики «Пятого канала» смонтировали нашу горе-передачу, записали на диск и подарили его нам. Для первого раза вышло неплохо. В эфире «Пятого канала» выходит более двух десятков телевизионных программ собственного производства или приобретенных по лицензии у ведущих европейских производителей телевизионных программ.

К CВЕДЕНИЮ
В начале тридцатых годов Ленинградское радио располагало своим симфоническим оркестром, оркестром русских народных инструментов, духовым оркестром, своим хором, даже джаз-бендом. Когда сегодня читаешь на пожелтевших, почти рассыпавшихся страничках программы радиоконцертов симфонического оркестра или хора 30-х годов, кажется, что побывала в филармонии или капелле.

Голоса дикторов радио были известны и популярны не менее, чем голоса актеров театров и кино. Массовая радиофикация сделала «Дом радио» средоточием двух противоположных полюсов жизни Ленинграда – политического и культурного. Сегодня трудно поверить, что они могли сосуществовать в одном Доме: большевистский штаб сталинской пропаганды и просветительский, гуманистический центр, который сумел наполнить казенный лозунг «Культуру – в массы!» великолепным художественным радиовещанием.

Во время войны все основное радиовещание, как и в мирное время, шло из студий на четвертом этаже. И тут тоже в тяжкие месяцы блокады были раскладушки: работники радио не хотели тратить последние силы для перехода с этажа на этаж


Автор – участница «Школы молодого журналиста», Санкт-Петербург–Березники
Опубликовано: «Березники Вечерние»
Фото автора
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


молодёжь