"Пять вечеров" только для Березников

Последний звонок. Гаснет свет. Раздвигается занавес, и на полутемной сцене начинается вокзальная суета, сопровождающая всех, кто отправляется в дорогу или для кого дорога только что закончилась. Как закончилась она для Александра Ильина, вернувшегося в Ленинград после 20-и лет отсутствия.

Неуверенную фигуру в смешном коричневом костюме и с нелепым картонным чемоданом зал встречает аплодисментами. Вернее, не самого Ильина, а актера Евгения Сидихина, который играет в спектакле «Пять вечеров», показанном на сцене ДК металлургов 15 сентября, главную роль.

Играет так, что зритель верит каждому его слову, каждому жесту. Это именно он, будучи студентом, сказал преподавателю-подлецу, что тот – подлец, и вылетел из института, лишив себя возможности заниматься любимой химией. Это он уходил на фронт, пообещав любимой девушке, что если останется живым, они поженятся, и не сдержал обещания. Это его судьба забросила после войны на Север, где он то ли крутил баранку, став шофером­дальнобойщиком, то ли сидел в лагерях, что, в общем-­то, в те годы не было редкостью.

История всей жизни Александра Петровича прослеживается в отдельных репликах, как будто до сих пор он и не жил. И только вот сейчас стоит со своим картонным чемоданом на пороге настоящего, к которому шел так много лет. Непутевых лет, за которые ему становится стыдно, и он придумывает себе новую биографию, где является главным инженером крупного химического предприятия. Только такой, по его мнению, достоин предстать перед его «звездой» – девушкой Томой, которая когда­то долго бежала вслед за грузовиком, увозящим его на фронт.

Правда, «звезда» в исполнении Ларисы Гузеевой давно потеряла весь блеск. Потерявшегося на многие годы возлюбленного встречает измотанная баба в халате и шлепанцах и, стремясь выглядеть благополучной и состоявшейся, повторяет, как заведенная, про ответственную работу клейщицей на заводе и свою необходимость людям. Хотя кому она нужна? Замуж так и не вышла, считая своей семьей сына умершей сестры Славку, а сейчас, когда он вырос и у него роман с телеграфисткой Катей, она одинока настолько, что хочется кричать.

И кричит. Кричит на нерадивого племянника за плохую учебу, на «квартиранта» Ильина – за празднично накрытый для нее стол, на Катю – за то, что не постеснялась прийти в гости к ее мальчику. И продолжает кричать и бьется в истерике, когда Ильин уже во второй раз исчезает из ее жизни, решив, что не нужен он такой Тамаре Васильевне. Славка вынужден закрывать тетку в комнате, чтоб не бросилась на поиски, не позорила себя, бегая за мужиком.

Но после стольких лет ожидания влюбленную женщину не удержат уже ни крепкие двери, ни настойчивые ухаживания уже настоящего главного инженера. Да и влюбленный мужчина все равно вернется к ней, несмотря на предательство друга и сладкие объятия буфетчицы Зои.

В пьесе «Пять вечеров» всего два героя – Он и Она, а остальные персонажи придуманы только для того, чтобы подчеркнуть сокрушающую силу их любви. Этот минимализм наблюдается и в костюмах, и в декорациях, которые практически не меняются, будь то комната в коммуналке, привокзальный буфет или отделение связи.

– В этом спектакле ни за чем не спрятаться: ни за декорациями, ни за костюмами, ни за интригой или сложным сюжетом, – говорит народная артистка РФ Лариса Гузеева. – Здесь нельзя наработать: отточить какие­то сложные па или потренироваться над вокалом. Здесь все понастоящему, и чувство к партнеру тоже. Оно или есть, или его нет. Как только сцепка между мной и Женей исчезнет, зал сразу же перестанет на нас реагировать, и тогда мы закроем этот проект.

Тамару Васильевну актриса играет уже семь лет, и изначально ее партнером по сцене был Александр Дедюшко. После его гибели Сидихину стоило огромного мужества встать на его место и, по словам Ларисы Гузеевой, уже во время премьеры у нее возникло ощущение, что вместе они играют не менее года. Хотя спектакль стал несколько другим.

– Это потрясающее партнерство, – поддерживает Евгений Сидихин. – Я всегда жду его и получаю огромное удовольствие от того, что делаю и как. Ведь можно, играя даже милиционера, сыграть Гамлета – все зависит от того, что требует твоя органика, какой опыт накоплен и чем хочется поделиться. Я хочу поделиться совестью или состраданием.

А еще актер поделился с березниковскими театралами своим счастьем: вместе с ним в «Пяти вечерах» роль Кати играет его старшая дочь Полина. И хотя у девушки уже есть главные роли в театре, например, в спектаклях «Алые паруса» и «Балтийский дом», есть роли в кино «Антикиллер» и «Рыжая», она продолжает учиться. Профессионализму у своего отца, который своей физической формой не уступает молодым актерам, или трудолюбию у Ларисы Гузеевой, способной работать по 18 часов, когда за четыре дня снимается весь месячный цикл передач «Давай поженимся». Да и просто житейской мудрости, как добиться успеха в актерской профессии и, работая на износ, сохранить себя.

– Талантливой молодежи сегодня очень много, – признает Лариса Гузеева. – Но, в отличие от них, у нас было больше возможностей реализовываться: снималось больше картин, и гениальных в процентном соотношении тоже было больше. Сегодняшним ребятам тяжелее. И успеха добиваются только те, у кого есть жадность до профессии, кто к советам прислушивается, но делает себя сам.

Я у своих героинь ничему не училась. Не смогла бы ждать столько лет, сколько Тамара ждала Ильина, любви такой в своей жизни не испытала – я проживаю свою собственную судьбу, в которой все проходит так, как надо, как я запланировала. Кстати, как только я пойму, что не могу работать рядом с молодыми и вызываю жалость, сразу же уйду из этой профессии, чтобы не было стыдно.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс