Они думали, Пермь – особенная

Текст: Игорь Карнаухов

Отмена прямых выборов городского головы в Перми имела ожидаемые «внешнеполитические» последствия: имидж краевого центра как «либеральной столицы» изрядно поблёк. Последние годы пермские верхи сами усиленно культивировали образ региона «особенного», «продвинутого» и педалировали этот образ. И вот, когда в столице и за рубежом узнали о недемократической по духу реформе, симпатий к городу там это не добавило. Теперь хранят молчание. Что ж, нечего обижаться…

На то, что предпринятый политический ход сомнителен с точки зрения развитых демократий, губернатору Пермского края Олегу Чиркунову указал координатор германо-российского межобщественного сотрудничества при правительстве ФРГ, депутат немецкого бундестага Андреас Шоккенхофф. Похоже, попал по адресу: инициаторы общественной кампании за сохранение прямых выборов главы города полгода искали идеолога неоднозначных поправок в городской устав, и так не нашли, а тут – глава региона потом аж к прессе вместе с немецким гостем не пошёл.

ПОУЧИЛИ ЖИЗНИ
«Моё мнение: я считаю правильными прямые выборы мэра, – заявил Андреас Шоккенхофф. – Когда мэра избирает народ, то он сам и несёт ответственность за свои действия. Потом только народ сам себе может поставить в упрёк, что ошибся в выборе. Конечно, в разных странах работают различные демократические модели. Однако в этом вопросе я был другого мнения, нежели губернатор».

А какого, собственно, мнения был губернатор? В изложении герра Шоккенхоффа…
«Губернатор заметил, что явка на выборах сегодня составляет примерно 30 %, причём в это число входят преимущественно пенсионеры. Молодёжь подобные события игнорирует. Поэтому, дескать, такие выборы не могут являться репрезентативными, а значит, они не отражают всей картины общественного мнения…» – изложил депутат германского парламента.

«Тогда нужно задать себе вопрос: почему молодёжь пассивно относится к проблеме и не участвует в политической жизни общества? – рассуждал Шоккенхофф. – У меня нет готового решения. Но активность в любом случае не может быть навязана директивно. Муниципальные власти должны дать возможность гражданам проявлять инициативу, побуждать к этому».

Заместитель руководителя фракции ХДС/ХСС, крупнейшей в германском парламенте, не подозревал, что походя опроверг аргумент о равнодушии населения к выборам, и без того шаткий.

Оно, конечно, можно ворчать, мол, со своим уставом в чужой монастырь… Но ведь Пермь – часть Европы, кажется? Нам же ведь интересно, как мы в чужих глазах выглядим?!

«КАНАЛИЗАЦИЯ» АКТИВНОСТИ
В блоге Олега Чиркунова беседа с немецким гостем не нашла отражения: последнее время там один Китай, откуда пермский губернатор намедни вернулся из отпуска. Однако незадолго до того тема «прослойчатых» выборов весьма занимала главу региона.

«…в Белоруссии прямые и всенародные выборы… Только что из этого проистекает?.. – писал Чиркунов. – Для меня было интересным узнать, что для выдвижения кандидата на пост президента Франции следует собрать пять тысяч подписей… 5 тыс. подписей лиц, занимающих определённые выборные должности (членов парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров)... Все подписавшиеся… должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий.

То есть существуют некие защитные инструменты «от дурака», – сделал вывод прикамский «блоггер № 1».

Директор центра «ГРАНИ» Светлана Маковецкая не преминула поведать о пермской реформе на «Ходорковских чтениях» в Москве. По словам общественницы, сразу после доклада её обступили научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров и другие «отцы реформ», которых в Перми, в общем, всегда привечали.

«Эти люди полагали то, что происходит в Перми, крайне важным, – рассказала Маковецкая. – Для них Пермь олицетворяла «другой сценарий». Через нас проходила линия общероссийской «обороны». И вот они с ужасом увидели, как рушатся их персональные надежды на возможность того, что диссонировало бы с общими тенденциями российской жизни… Пермская власть избавляется от лишней «сложности». Которая вообще-то нужна для реформ, модернизации, в том числе для «культурных столиц», стратегии «Город мечты – 2030» и других новаций. Образ пермского реформатора в смысле «инвестиций» уронили ниже плинтуса. У нас сформировался и другой образ власти – власти, которой фундаментом служат безмолвие и согласие. В Перми более не моден невосторженный образ мыслей…»

«Невозможно обойтись модернизацией только экономики и техники, – предупреждает и Андреас Шоккенхофф. – Модернизация – это обновление общества, в котором реализуется весь человеческий потенциал. Для этого граждане должны чувствовать себя свободно и с помощью конкуренции, а не коррупционным путём выбирать себе идеи, которыми руководствоваться. Когда дело касается демократии, нет какого-либо раз и навсегда данного решения. Чтобы найти верное, нужно создавать конкурентную среду».

В самом деле, пермские верхи вошли в противоречие сами с собой. Одной рукой они культивируют «культурные столицы», поощряют «Живую Пермь» и вообще на словах ратуют за пробуждение творческого потенциала населения... А что этот разбуженный потенциал на культуре и благоустройстве не остановится и неизбежно двинется в политику – вот на этот случай ему другой рукой предусмотрительно сооружают препоны. Происходит «канализация» активности. Вот такая «защита от дурака»… И кто же тогда эти дураки?..

ДОСЬЕ
Андреас Шоккенхофф, 53 года. Депутат германского бундестага, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС. Впервые выиграл выборы в бундестаг в 1990 году по избирательному округу в земле Баден-Вюртемберг. Член Христианско-демократического союза с 1982 года. Координатор германо-российского межобщественного сотрудничества при правительстве ФРГ с 2006 года. Учился в университетах Тюбингена и Гренобля, специализируясь на истории и германистике.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


местное самоуправление