Российская армия теряет "лицо"

Текст: Ирина Кизилова
Иллюстрации: из архива «Иной газеты»
Московский благотворительный фонд «Право матери» бьёт тревогу и обращается за поддержкой к журналистам всей страны. За месяц фонд получил три письма с просьбой о помощи от родителей, чьи сыновья служат в одной и той же военной части №24776, дислоцированной в Приморском крае: 18 сентября – из Челябинского края, 8 октября – из Ингушетии, 14 октября – из Пермского края.

Во всех письмах говорится об одном: нынешних новобранцев не просто избивают старослужащие, а, по сути, подвергают пыткам. Командиры же не только не пресекают эти преступления, а, наоборот, делают всё, чтобы их скрыть.

Начну с последнего, письма.

«Мой сын был призван в армию в мае 2009 года, – пишет женщина, имя которой я назвала в своем обращении в Главную военную прокуратуру РФ (а в газете, по понятным причинам, пока не буду указывать). – После учебной части он был направлен в военную часть 24776».

Дальше автор письма сообщает, что уже через неделю сын попал на полмесяца в госпиталь с диагнозом «Отравление. Истощение организма». После выписки ещё не окрепшего солдата командир заставил прыгать через ров. Результат – травма позвоночника. Снова госпиталь, сначала – гарнизонный, затем – окружной. Боли в спине не проходили. Госпитальные медики отказывались сообщить родителям диагноз сына, ссылаясь на то, что у них нет доверенности от него. Удалось узнать диагноз только после обращения в Главную военную прокуратуру – спустя два месяца.

Из письма солдата своему другу-пермяку: «...Уже вторую неделю трясутся руки… Сейчас лежу в госпитале …, позвоночник болит… Никому не пожелаю такой жизни… Пускай, кто не верит, … сам бы побыл в этих джунглях, через два дня СОЧа бы дал (на армейском сленге: «самовольно оставил часть» – И. К.) или суицидом стал. Больше половины народу там так и сделали. Никогда не думал, что есть такое место на земле...»

Снова цитирую письмо матери: «Мы узнали, что по закону о воинской службе военнослужащий имеет право подать рапорт о проведении независимой врачебной экспертизы или более детального врачебного обследования. Мой сын подал такой рапорт начальнику госпиталя. И получил ответ: «Если твои родители будут устраивать разборки, ты можешь об этом пожалеть…»

После выписки на этот раз солдата с больным позвоночником направили… на полигон. То, что написала эта женщина, по сути, подтверждается письмами из Челябинской области и Ингушетии. Вот письмо матери челябинского парня от 18 сентября (цитирую):

«…Моего сына призвали в армию в мае 2009 года. Сейчас он находится в в/ч 24776...
Там творится беспредел, бьют солдат, кто послабже. Мне позвонил ротный моего сына и предупредил об опасности, что и мой сын может быть избит. Что нужно бить в колокола, защищать своих детей. Я созвонилась с врачом гарнизона, она подтвердила, что очень много солдат пишут рапорта об избиениях, но руководство не делает ничего в защиту солдат, синяки сошли – и ладно. Очень плохо кормят солдат».
А вот отрывок из письма жительницы Республики Ингушетия: «… Особенно в этой военной части страдают солдаты, которые призваны на службу весной – летом 2009 года… Здоровью моего сына нанесён огромный вред. Он лежит в госпитале, жалобы на боли в области позвоночника и грудной клетки. Самостоятельно встать не может. Офицеры угрожали нашему сыну за то, что он пожаловался родителям…»

Во всех трёх письмах есть один и тот же вопрос: как нам защитить своих детей от армейского бардака? Что делать, к кому обратиться, в какую дверь постучать? Впрочем, такой вопрос задают сейчас не только авторы этих писем, а сотни российских матерей. Главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил на одной из пресс-конференций: только за шесть месяцев нынешнего года от дедовщины пострадали около 1,5 тысячи военнослужащих. А сколько фактов не попало в официальную статистику? К тому же, заметим, идёт уже десятый месяц 2009 года.

Во всех трёх письмах также говорится, что сыновья шли на военную службу с желанием. Отец пермского парня выполнял интернациональный долг в Афганистане. И, соответственно, своего сына воспитывал так, что он должен исполнить свой долг перед Родиной. Сын в дальнейшем хотел связать свою жизнь со службой в МЧС или быть спасателем.

За короткий срок новобранцы не просто разочаровались в армейской службе, а ещё и стали негодными и к ней, и к физическому труду в мирной жизни.

Как «успешно» теряет армия своё «лицо» перед теми парнями, которые сегодня решают для себя: явиться ли им по повесткам на сборный пункт для отправки в войска или «косить» от призыва.


Автор - руководитель общественной правозащитной приёмной Пермского молодёжного «Мемориала»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс