Бюджет края не в состоянии отвечать, пришлось резать

Текст: Ольга Еременко
Иллюстрации: Иная газета – Город Березники


Депутаты Законодательного собрания Пермского края приняли в первом чтении проект регионального бюджета на 2010-12 годы. Напомним, в декабре 2008 года парламентарии уже принимали трехлетний финансовый документ на 2009-11 годы, однако разразившийся кризис заставил внести коррективы.

– Предыдущий прогноз, на котором основывался документ 2008 года, оказался весьма оптимистичным, – отмечалось на заседании. – Уже в апреле 2009-го стало ясно: край не в состоянии отвечать по таким обязательствам, и бюджет пришлось подвергать болезненной процедуре сокращения на 13 процентов. Сокращение могло быть и более радикальным, если бы не «подушка безопасности», которая готовилась на протяжении последних трех лет. Остатки на счете, профицит казны 2008 года в размере 25 миллиардов рублей позволили краевому Правительству своевременно выплатить зарплату бюджетникам и осуществить выплаты льготным категориям населения. 2009-й год мы заканчиваем в принципиально другой ситуации – у нас практически нет резервов. Это заставляет краевые власти планировать бюджет, исходя из умеренно-пессимистического прогноза развития экономики, проводить более жесткую бюджетную политику по сокращению расходов.

Новый прогноз социально-экономического развития края на ближайшую трехлетку основывается на следующих факторах. Уровень промышленного производства в регионе за 6 месяцев 2009 года составил 77,5 процента (для сравнения: среднероссийский уровень составил 85 процентов). Общее снижение объемов производства товаров и услуг было вызвано высоким удельным весом в краевой промышленности отраслей, ориентированных на мировые рынки, падением объемов экспорта, а также кризисом доверия в мировой финансовой системе, спровоцировавшим сложную ситуацию с доступностью кредитов для большинства предприятий. При этом часть промышленности, ориентированной на внутренний спрос, столкнулась с масштабным сокращением заказов.

В соответствии с базовым сценарием развития края в 2010-12 годах, разработанным на основе фактических данных за первое полугодие 2009 года, предполагается практически полное отсутствие роста региональной экономики после значительного падения в текущем году. Так, динамика промышленного производства в среднесрочной перспективе предполагает среднегодовой рост в 2,3 процента.

В сложившихся условиях существенное влияние на доходную и расходную части бюджета оказывают изменения следующих показателей: после значительного падения цены на нефть во второй половине 2008 года, прогнозируется ее медленный рост – с 41 доллара за баррель в 2009 году до 58,5 доллара за баррель – в 2012 году. Также предполагается существенное снижение цен на калийные удобрения в течение 2009 года, в результате которого к концу года цены могут снизиться на 49 процентов. В перспективе цена будет снижаться, и к концу 2012 года достигнет уровня 37,5 процента от цены 2008 года.

ЗАРПЛАТА НЕ ВЫРАСТЕТ
Одним из следствий стало отсутствие возможностей для увеличения заработной платы, не подкрепленной ростом производительности труда. Негативные последствия кризиса коснулись и рынков труда. На 1 июля 2009 года в органах государственной Службы занятости по Пермскому краю в качестве безработных было зарегистрировано 45,5 тысячи человек, что в 2,5 раза больше, чем в 2008 году.

Недооценка кризисных явлений в экономике при формировании доходов бюджета 2009-11 годов стала причиной более осторожных шагов по формированию доходности бюджета 2010-12 годов. Правительство края ставило задачу обеспечить, прежде всего, реальность запланированных доходов. Финансовое обеспечение бюджетных расходов в 2010-2012 годах планируется сохранить на уровне не ниже 2009 года.

Недостаточность доходной базы краевого бюджета (снижение собственных доходов на 23 процента) сделала невозможным формирование бездефицитного бюджета. Если в 2010 году для обеспечения сбалансированности казны будут использованы остатки средств в сумме 2,8 миллиарда рублей, то остальные 6,2 миллиарда рублей в последующие годы будут погашаться за счет привлечения банковских кредитов. Однако, по мнению разработчиков, это не должно быть поводом для отказа от стратегической цели – формирования бездефицитного бюджета.

О ПРИОРИТЕТАХ
В сложившихся условиях необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств. Главным из них называется поддержка в условиях кризиса социально незащищенных категорий граждан. В проекте бюджета заложено исполнение всех социальных обязательств по выплатам пособий населению. Предусмотрена индексация размера выплат гражданам, имеющим детей, многодетным и малоимущим семьям, отдельным категориям граждан, а также увеличены расходы на бесплатное питание и обеспечение одеждой учащихся из малоимущих семей. Семьям, имеющим детей в возрасте от полутора до пяти лет, не посещающим дошкольные учреждения, расходы увеличены по отношению к текущему году на 30 процентов.

Второй приоритет – состояние здоровья населения, а именно: повышение доступности качественной медпомощи на основе конкурентной модели здравоохранения. Так, предус¬матриваются бюджетные ассигнования на реализацию проекта по повышению качества услуг в круглосуточных стационарах хирургического профиля. Предусмотрено финансирование обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан. Заложены средства на профилактическую работу, формирование здорового образа жизни у детей и молодежи. В частности, в проекте сохранены ассигнования на школьные спортивные сертификаты, на поддержку молодых талантливых спортсменов и их тренеров. Самая сложная задача – повышение производительности труда в бюджетной сфере. Сегодня внедряется новая система оплаты труда, нацеленная на то, чтобы более высокую зарплату получали те работники, чей труд более интенсивный и качественный. В сложившейся ситуации Правительство края не может увеличить в 2010 году Фонд оплаты труда (ФОТ) бюджетников, его предполагается сохранить на уровне текущего года. При этом в 2010 году для бюджетных учреждений сохраняются предусмотренные новой системой оплаты труда возможности для стимулирующих выплат.

Третий приоритет – безопасность жителей Пермского края. Бюджетом будет поддержано стимулирование работников правоохранительных органов в виде ежемесячного премирования участковых уполномоченных и их помощников, сотрудников патрульно-постовой службы. Также сохраняются ежемесячные социальные выплаты сотрудникам уголовного розыска и сотрудникам ГУФСИН. Будет продолжена реализация программ по профилактике правонарушений, повышению безопасности дорожного движения, пожарной безопасности на территории края и других.

В рамках исполнения краевой инвестиционной программы регионального развития средства планируется сконцентрировать на завершении строительства объектов высокой степени готовности – Драматического театра Коми-Пермяцкого округа, объектов программы газификации Пермского края, а также объектов с федеральным софинансированием.

На дорожное строительство из бюджета края за три года будет направлено около 8 миллиардов рублей.

Еще один приоритет – повышение уровня финансовой самостоятельности муниципальных образований. В сегодняшних условиях Правительство предлагает муниципалитетам четкий порядок взаимоотношений, в том числе, в формировании доходной части местных бюджетов. В 2008 году бюджетам районов и городских округов были переданы 15 процентов налога на доходы физических лиц, 100 процентов транспортного налога, 70 процентов налога на имущество организаций, что позволило увеличить бюджеты муниципальных образований более чем на 20 процентов. В предстоящие три года эта система будет сохранена. С 2009 года краевое Правительство проводит регулярный мониторинг, позволяющий дать оценку решениям, принимаемым муниципальными властями, в том числе, через показатель самообеспеченности. За достижение высоких результатов предусмотрены меры по поощрению муниципалитетов и их руководителей. Депутаты ЗС приняли в первом чтении проект нового бюджета. Впереди еще два месяца работы над документом.

– На мой взгляд, сегодня недостаточное внимание уделяется поискам повышения доходности бюджета. Пока решение проблемы видится за счет заимствований и, возможно, больших доходов за счет высоких цен на сырье. Считаю, что, принимая бюджет, необходимо совместно с Правительством края искать новые способы его наполнения, – комментирует принятие законопроекта депутат Законодательного собрания Пермского края Олег Ковалев. – Пока никто не может точно сказать, когда закончится кризис, а значит, элемент непредсказуемости остается. Сокращая в целом расходы, мы не вправе снижать выполнение своих социальных обязательств. Кризис, в первую очередь, поставил под удар малообеспеченные слои населения. Это еще один аргумент в пользу того, что основной упор сейчас надо сделать на повышение доходной части бюджета края.


Источник: <березниковская газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


бюджет