Что нам стоит из Перми «культурную столицу» построить?

Текст: Игорь Карнаухов
Иллюстрации: Сеть
Бывший мэр почитаемой ныне в Прикамье Куритибы Жайме Лернер (Бразилия) дал свой рецепт: «Сформулируйте, в чём ваша мечта, откорректируйте сценарий и идите к ней, не дожидаясь федеральной государственной поддержки». Всё хорошо, подхватила президент Института экономики города Надежда Косарева, осталось только определиться, в чём именно эта самая мечта… Свой ответ нашёлся у министра культуры края Бориса Мильграма. Он отряхнул пыль с лэйбла «Культурной столицы» и предложил взять его на вооружение.

«Индустриальная эпоха в Перми закончилась, – объявил Мильграм. – За десять лет экономического роста (с 1998-го по 2007-й) численность занятых в экономике края увеличилась всего-то на 3 %... Куда нам двигаться? В реальный сектор? Так он лежит на боку, за десять лет экономического роста так и не поднялся, и в кризис не поднимется точно… Что такое Пермь в предыдущей жизни? Это моторы, пушки, ракеты плюс балет. Что осталось сейчас?»

ДЕНЕГ И ПИАРА МАЛО НЕ БЫВАЕТ
«…Сколько стоит лучший в России музей современного искусства, лучший современный театр и лучший институт искусств вместе взятые? Думаю, себестоимость реализации этих проектов на два порядка ниже федеральных расходов на празднование 1000-летия Казани, – заявил Мильграм. – На какой результат мы рассчитываем? Сейчас в России 2/3 людей ходят на нелюбимую работу… В культурной же столице формируется особая креативная индустрия – массовое производство творческой продукции. Людям нужны хорошая зарплата и интересная работа. Статус культурной столицы обеспечивает и первое, и второе».
Сделано, по Мильграму, уже многое: открыт Музей современного искусства, Центр развития дизайна, открывается театр «Сцена-молот». «Здесь уже работают признанные столичные художники, актёры, продюсеры, режиссёры и многие другие». (Это Мильграм имел в виду галериста Марата Гельмана, ну ещё одну-двух личностей – авт.)

ЕЩЁ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ…
«Туристические деньги. Многим известен пример испанского Бильбао, который после строительства Музея современного искусства привлёк миллионы туристов… Сто рублей туриста, потраченные в крае, в несколько раз ценнее ста рублей пермяка, поскольку дают краю различную прибавочную стоимость. А тратит средний турист во время поездки порядка тысячи долларов США. Вспомните, сколько людей приезжают в тот же Бильбао, умножайте на тысячу – вот наш ориентир по туристическим деньгам!» – выдал Мильграм.

«Культурная столица – это место, куда приезжают сначала ненадолго, потом – работать, потом – остаются жить, – объяснял министр. – Всем известен артистический феномен Парижа в начале XX века, но ведь создавали его художники из Голландии и Испании, писатели из России и Америки… При этом для нас одинаково важны как наше культурное наследие – пермский период, пермский звериный стиль, деревянная скульптура и прочее, так и мировое. Если арт-объекты, представляющие громадную ценность, будут находиться в Перми, вне зависимости от происхождения, это будет работать на развитие всего края».

НЬЮ-ВАСЮКИ?
Далее, «ребрэндинг. С чем сейчас ассоциируется Пермь? Уверен, почти ни с чем. Хотя у нас есть свои пермские бренды. Но нужно придать им новое звучание. Например, открытием современной киностудии. Мы можем добиться того, что столичные сериалы станут сниматься в Перми!

Киностудия будет продвигать имидж края и города. Это место станет модным. Другим брендом может стать один или несколько пермских вузов. Или развитие индустрии сети Интернет и информационных технологий вообще.

В условиях финансового кризиса только культура может радикально изменить жизнь к лучшему. И дело здесь не только в громадном потенциале, а в том, что развитие культурного пространства требует значительно меньшего объёма инвестиций, чем что бы ни было иное. Издержки в развитие культуры ничтожны. При этом финансовая оценка наследия Пикассо выше капитализации «Газпрома». Крупнейшим налогоплательщиком Англии является не президент Би-Пи, а автор «Гарри Поттера…»

Сомнения возникли даже у такого новатора, как губернатор Кировской области Никита Белых. «Реализация такого сложного проекта, как «Культурная столица», требует согласия того самого креативного класса. А общество с концепцией далеко не согласно», – намекнул политик на оппозицию пермскому культуртрегеру.
Мильграм на это ответствовал, что когда-то и христианство приходило на пермскую землю далеко не мирно, но когда оно наложилось на языческие традиции, возник феномен пермской деревянной скульптуры…

Губернатор Чиркунов объявил, что «Культура как фактор экономического развития» будет темой 6-го Пермского «экономического» форума.

ВСЁ НЕ ТАК УЖ ПЛОХО
Губернатор Олег Чиркунов пошёл навстречу общественникам и «рассекретил» работу над мастер-планом для Перми на период до 2030 года. Директор по международным проектам бюро KCAP Маркус Аппензеллер (Нидерланды) изложил, в принципе, то, что известно о работе голландцев пермякам по публикациям прессы, в том числе в «ПН».

Все генпланы других городов, которые, по словам Чиркунова, он видел, ориентированы на территориальное расширение и застраивание прилегающих земель. В основу будущего генплана Перми положено «переосвоение» внутренней территории. Тем более, как успокоила та же Надежда Косарева, сейчас уже никто не комплексует из-за уменьшения численности населения; все хотят иметь более благоустроенный город. Правда, удачная подсказка Косаревой входит в противоречие с провозглашённым тезисом краевых властей о том, что мы вроде как собираемся приглашать «качественное», «креативное» население.
«Архитекторам придётся вписывать новый проект в существующую городскую среду, и, соответственно, она будет влиять», – перешёл на сторону голландцев кто-то из пермяков. Хм, те, кто протестует против «Грин Плазы», ставшей довлеть над Дворцом культуры им. Солдатова (Свердлова), с этим не согласятся…

Архитектор KCAP Михаэль Тринкнер призвал развивать общественные пространства и беречь парки, «которые приватизируются» (вот тут экологи будут согласны – авт.). Представитель Systematica, подряженной KCAP на транспортное направление в мастер-плане, Люка Гуала сообщил неожиданно приятную новость: у Перми, оказывается, хорошая транспортная схема! (не 18 сентября будь сказано – авт.) Итальянцы пришли к выводу: всё, что нужно Перми, это реконструкция перекрёстков – ибо заторы возникают именно на них; ремонт и поддержание улиц в должном состоянии, и разве что строительство нескольких новых дорог.

По строительству большое возражение нашлось одно: Перми, как ни крути, придётся решать жилищную проблему. На дискуссии никто не вспомнил, но с губернатора Чиркунова спросят в том числе и по нацпроекту «Доступное и комфортное жильё».

«Перми необходим 1 миллион квадратных метров в год, – напомнил один из специалистов. – Понятно, что индивидуальные девелоперские проекты займут тут долю. Но в массе своей это должно быть всё-таки социально доступное жильё. Для такого объёма необходимо около тысячи гектаров инженерно-освоенных участков. Одной реконструкцией центра этого не добиться. Нам не обойтись без освоения новых территорий!.. Время, когда городу предстоит обернуться на свой центр, придёт, но сегодня не наступило».
…Чиркунов вспомнил, как Жайме Лернер спросил у него, какие сумели реализовать «короткие», полезные для жителей проекты, осуществимые за 72 часа?

«И кроме выделенной линии для общественного транспорта я не смог больше ничего вспомнить», – признался пермский губернатор.

ОТ ЛАС-ВЕГАСА ДО ВОЛКА
Руководитель швейцарской компании Arthesia Томас Севчик предложил сменить герб Перми с медведя на волка! «Это будет добрый волк, хороший», – уточнил эксперт. Его компания готовится совершить открытие: найти ДНК Перми!

«Пермь удивительным образом сочетает «направленность вовнутрь»: сосредоточенность, скрытое упорство, молчаливое достоинство, – с активностью, направленной вовне, – с энергией, свободой мнений, стремлением познать новое, – рассуждал швейцарец. – Пермь никогда не станет Лас-Вегасом, но постоянно движется вперёд. Здесь возможно то, что малореализуемо в других городах».

Севчик предложил три возможных сценария. Первый – «внутреннее первопроходчество» – «путешествие внутрь себя». Второй – «новое познание реки Камы» как бренда, который не используется Пермью в полной мере. Третий сценарий – «лаборатория предпринимательства», по мнению швейцарца, наиболее подходящ. Эксперт предлагает позиционировать Пермь как территорию, где амбициозные, энергичные люди могут добиваться тех результатов, что невозможны более нигде.

«Только какой же город сейчас по доброй воле откажется от медведя?» – усмехнулся телеведущий «Первого канала» Александр Гордон, намекая на символ «Единой России».


Источник: <«Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс